Транссексуализм или шизофрения? А были ли основания для смены пола?
В апреле 2010 г. в НПА России обратилась Цыгуль Алевтина Петровна, сделавшая первую операцию по изменению пола. Ее обращение было связано с тем, что бывший муж подал в суд исковое заявление о лишении ее родительских прав и определения места проживания ребенка.
В своем заявлении Цыгуль А.П. просила ответить на следующие вопросы:
1) является ли транссексуализм заболеванием или расстройством, препятствующим выполнению биологическим родителем, сменившим женский пол на мужской, функции по воспитанию ребенка?
2) может ли общение ребенка с родителем, перенесшим операцию по смене пола, отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка?
3) представляет ли угрозу для развития ребенка общение с матерью, перенесшей операцию по смене пола в связи с диагнозом «Транссексуализм. Ядерный тип»?
Она представила на комиссию следующие медицинские документы:
- заключение доцента кафедры психологической помощи, члена лаборатории психологии гендерных отношений РГПУ им. А.И.Герцена канд.психол.наук М.Л.Сабунаевой от 29 марта 2010 г.;
- заключение комиссии специалистов Российского научного центра хирургии им. акад. Б.В.Петровского РАМН от 26.01.2010;
- заключение комиссии специалистов факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии от 30 марта 2010 г.
Специалисты НПА пригласили для анализа случая проф. А.О.Бухановского, признанного специалиста в этой области. Созданный им социально-реабилитационный центр «Феникс» уже более 10 лет занимается проблемами сексуальных девиаций и осуществляет медицинское и реабилитационное сопровождение лиц, перенесших операции по смене пола.
Основания для лишения Ц. родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ отсутствовали, и судебное дело было выиграно. Однако судьба Ц. остается нерешенной, а вопрос о правомерности операции по смене пола находится под сомнением. Поскольку проблема транссексуализма мало знакома врачам-психиатрам, за исключением тех, кто специализируется в этой области, мы решили опубликовать материалы разбора данного случая.
Разбор ведет проф. А.О.Бухановский (Ростов-на-Дону),
врач-докладчик Н.В.Спиридонова
Цыгуль [ Фамилия, имя, отчество изменены ] Алевтина Петровна, 1981 г.рожд.
Жалобы на повышенную раздражительность, нарушение сна (затрудненное засыпание, тяжелые сновидения). Состояние ухудшилось в течение последней недели, в связи с судебной ситуацией.
Анамнез (со слов освидетельствуемой). Наследственность – дед по л/м страдал алкоголизмом, мать обращалась за помощью к психиатру или психологу (точно не знает) после смерти сына. Родилась в Московской области в семье служащих, родители живут очень дружно. Ц. была младшей из троих детей. Старший брат умер в возрасте 7 лет от рака мозга. Средней сестре 35 лет, здорова, замужем, имеет троих детей и беременна 4-м. Отношений с сестрой в настоящее время не поддерживает. Считает, что сестра никогда не относилась к ней с теплом и любовью, в детстве обижала, их отношения были неровными. Сестра часто перед родителями свои проказы сваливала на Ц., а она чувствовала себя виноватой, просила прощения. Матери 65 лет, по характеру мнительная, старается всем угодить, за всех переживает, всех жалеет, с другой стороны вспыльчивая, обидчивая, злопамятная. За последние 15 лет у матери было 4 инсульта, страдает болезнью Паркинсона. Отцу 63 года, скрытный, весь в себе, в своих увлечениях, любит заниматься с компьютером, много читает, по характеру более ровный, спокойный, отходчивый, с чувством юмора, очень правильный. Отдалился от дочери после того, как она пошла в детский сад. До этого уделял ей много времени, они вместе гуляли, вместе смотрели спортивные передачи. В 2007 г. узнал, что Ц. хочет сменить пол и сразу «отверг меня», перестал общаться с дочерью и препятствует встречам жены с ней.
Ц. родилась вскоре после смерти брата, матери в тот период было 36, а отцу 34 года. Сведений о беременности и родах не имеет, но знает, что родилась на две недели позже срока. До года были непонятные подъемы температуры. В раннем детстве от сверстников по развитию не отставала. Когда ее отдали в детский сад, то в саду оставалась со слезами, боялась, что мама не заберет ее вечером. В саду больше почувствовала разделение детей на мальчиков и девочек, из-за этого чувствовала себя неуютно, «зажатой». Не нравилось, что она девочка, больше любила играть с мальчишками, тянулась к ним. Сама любила играть в принцев (принцем была она), медвежат, тигрят. В 4 года нарядилась в мушкетера, ходила по подъезду и говорила всем, что она мушкетер. Ц не нравилось, когда мама называла ее принцессой, наряжала. Ц. любила наряжаться в вещи умершего брата, родители либо ругали ее за это, либо говорили, что это пройдет с возрастом.
В школу пошла с 6 лет. Первая учительница за непослушание била детей, и Ц. боялась ее. В младших классах отношения с одноклассниками были нормальными, но Ц. любила играть с мальчишками, вела себя как мальчишка и лучшим другом был мальчик: «Дружили мы по-пацански, но нас дразнили женихом и невестой». В четвертом классе к ним пришел новый ученик, он «увел моего друга», сам стал дружить с ним, способствовал и тому, что в классе к ней стали плохо относиться. Она не могла найти себе друзей в классе, стала изгоем. Кроме того, считает, что внешне была непривлекательной, худенькой, бледной, плохо одетой. Отмечает, что семья в материальном отношении была необеспеченной, и она ходила в обносках. В классе стала «козлом отпущения», ее дразнили, смеялись над ней, звали «бомжихой». Мальчишки, а иногда и девочки избивали ее, а она постоять за себя не могла. «Они творили жуткие вещи. Ловили меня, держали и мазали собачьими экскрементами, засовывали их в портфель, домой приходила с синяками». Говорит, что родители не пытались защищать ее, «отец вообще не реагировал, называл «дебилкой». Считает, что ее родили для утешения после смерти брата, а получилось наоборот, часто слышала от них: «Все дети как дети, а ты ...». В этот период плохо спала, часто повторялись сны с кошмарами. Снилось, что ее затягивает в сток туалета или ванной, у кого-то отваливаются руки, режут голову. В школе успеваемость снизилась, любила рисовать, по остальным предметам училась плохо. К доске ее учителя почти не вызывали, так как начинались беспорядки в классе – «кричали в мой адрес гадости, кидали бумажки». Однажды Ц. испугалась такой реакции одноклассников, у нее закружилась голова, было плохо. Ц. окончила 11 классов, год занималась на подготовительных курсах в университете леса, но не поступила. С 1999 по 2005 гг. она заочно училась в Московском государственном университете сервиса, получила специальность инженера технолога, дизайнера изделий из конструкционных материалов. По специальности не работала, работала официанткой, продавцом, гримером на телевидении, откуда была уволена, как только узнали о том, что она беременна. Сейчас работает визажистом по объявлениям, но такая работа бывает редко, также зарабатывает, снимаясь в кино в массовках, снимается в мужских костюмах.
Перенесенные заболевания. До года неясные подъемы температуры (лечилась стационарно). В 4 г. краснуха, ветряная оспа. Часто и длительно болела ОРЗ. В 12 лет коклюш в тяжелой форме, лечилась стационарно. 15 лет мононуклеоз в тяжелой форме. В 17 лет было подозрение на сахарный диабет (в анализах крови глюкоза до 12-11,5 ммоль/л), была обследована в больнице – диагноз панкреатит. Гаймарит. В школе после избиения отмечала головные боли, головокружения, была тошнота и рвота, но к врачу не обращались. В 21 год госпитализация в травматологическое отделение с д-зом: сотрясение головного мозга, гематомы лица, перелом левой лучевой кости (избита и изнасилована в офисе пьяным сотрудником).
Месячные с 14 лет, установились быстро, регулярные, до 19 лет болезненные. Половая жизнь с 20 лет. Было 3 беременности: аборт, выкидыш на малых сроках и роды. Половая жизнь с мужчинами не удовлетворяла, меняла партнеров - «пыталась адаптироваться и жить, как природа сделала». В сексуальные отношения с женщинами не вступала. В 24 г. (2005г.) вышла замуж, объясняет это тем, что хотела уйти от родителей, кроме того жених был ей симпатичен, приятен, надеялась, что сможет приспособиться к семейной жизни. Ц. говорила будущему мужу о своих проблемах с сексуальной ориентацией, но он очень любил ее и не придал ее словам должного значения. После брака прожили вместе один год, семейная жизнь не складывалась, сексуальные отношения с мужем не устраивали Ц., возникали конфликты и из-за того, что она не хотела заниматься домашним хозяйством, не любила и не хотела готовить. У Ц. снизилось настроение, она стала плаксивой, раздражительной, у нее нарушились отношения не только в семье, но и на работе, в обществе. Она самостоятельно обратилась за помощью в Щелковский ПНД и в марте 2006 г. в течение месяца лечилась в отделении неврозов ПНД с диагнозом циклотимия. В 2006 г. Ц. приняла решение о смене пола, сказала об этом мужу, в декабре 2006 г. они развелись. Ц. начала самостоятельно принимать гормональные препараты – омнадрен. Как она считала, на фоне приема гормонов у нее прекратились месячные, а позже она узнала о том, что беременна. Срок беременности был 6 месяцев, аборт было делать поздно, и она решила рожать. После этого они вновь стали жить с мужем вместе. По рекомендации старшей сестры, которая всех детей рожала дома, у Ц. роды также были в домашних условиях в присутствии сестры и акушерки, роды длились 32 часа - «это был кошмар». 9 августа 2007 г. Ц. родила девочку. Сестра считала, что домашние роды и кормление ребенка грудью пробудят у Ц. материнские чувства, и она почувствует себя женщиной. Ц. больше года кормила дочь грудью. Говорит, что ей хотелось заботиться о дочке, защитить ее от любых неприятностей, но она испытывает к ней родительские, а не материнские чувства. В декабре 2008.г. Ц. ушла из семьи с твердым намерением изменить свой пол. Дочь осталась с мужем. Вначале она встречалась с дочкой. В апреле 2009 г. Ц. настояла на осмотре ребенка эндокринологом, с учетом своих сексуальных проблем и так как во время беременности принимала гормоны, в дальнейшем муж отказался от наблюдения ребенка у эндокринолога. С лета 2009 года муж стал препятствовать встречам Ц. с дочерью, говорил, что «пусть она тебя забудет как мать, а потом ты будешь представляться каким-нибудь родственником мужского пола», на что Ц. согласилась. Однако продолжала интересоваться здоровьем девочки, посылала ей небольшие подарки. Помогать мужу материально она не могла, так как постоянной работы не имела.
С целью изменения пола 26.01.2010 г. Ц проведена операция двухсторонней мастэктомии, она получает гормональную терапию, готова к дальнейшим операциям. Говорит, что последний год, после принятия решения об изменении пола в ее жизни наступила какая-то определенность, у нее хорошее настроение, появилось много новых друзей, которые поддерживают ее. Но 11 марта 2010 г. она узнала о том, что бывший муж обратился в суд с заявлением о лишении ее родительских прав.
Психическое состояние. На прием пришла вовремя, держится корректно, с чувством дистанции. Среднего роста, изящная, внешне опрятна, ухожена, одежда и стрижка в стиле унисекс, выглядит моложе своего возраста. На теле татуировки (на правом предплечье голубой щенок, на левом плече надпись citare и солнышко, на правом плече театральные маски), говорит, что ей нравятся татуировки, и она будет делать их еще. Представилась мужским именем, считает, что так к ней должны обращаться врачи. Когда выяснилось, что она не сменила паспорт, и к ней будут обращаться в соответствии с паспортным именем (женским), дает реакцию раздражения, хмурится, несколько демонстративно говорит, что этим ей испортили настроение, пытается настаивать на своем, но позже соглашается и продолжает беседу спокойнее. О себе рассказывает достаточно откровенно, обстоятельно, голос несколько грубоват, но все же женский. На некоторые вопросы о годах, проведенных в старших классах школы, отвечать отказывается, говорит, что это тяжелые воспоминания, она чувствовала себя изгоем и вспоминать об этом не хочет. О родителях и сестре говорит довольно холодно, подчеркивает, что семья ее отвергла. Рассказывает, что сейчас у нее много новых друзей, с которыми ей хорошо, не без кокетства заявляет, что у нее появились поклонницы, которым она нравится, как мужчина. Когда врач комиссии заметила, что Ц. не очень похожа на мужчину, она дала реакцию раздражения, злобы, ответила в обидной, оскорбительной форме. В процессе беседы выяснилось, что в настоящее время Ц. проживает с мужчиной, что это как бы гомосексуальная пара, в которой Ц. является пассивным партнером, и это ее вполне устраивает.
Проведено экспериментально-психологическое исследование с использованием тестов Роршаха и Люшера, теста акцентуаций по Леонгарду, рисуночных тестов «Человек» и «Дом и три человека».
Испытуемая настаивает, чтобы к ней обращались в мужском роде, называли ее Евгением. Выражает радость по поводу того, что наконец-то после мастэктомии может чувствовать гармонию разума и тела. Смысл обследования понимает, работает добросовестно, но без особого желания, результатами исследования активно не интересуется.
По результатам теста Роршаха для Ц. характерен высокий уровень психической активности (51 ответ при обычных 20-30), высокий мотивационный потенциал, достаточная категориальная четкость познавательных процессов и аналитический характер восприятия в сочетании со снижением качества психической продуктивности (50% ответов облегченного типа). В эмоциональной сфере выявляется повышенная эмоциональная напряженность, выраженное снижение контроля эмоций (FC-CF=0 << 5) и высокий уровень тревожности, которая, однако, успешно преодолевается, благодаря компенсаторным возможностям. Отмечаются истерические инфантильные черты (большое количество образов с опорой на цвет, фантастические образы, снижение индекса реалистичности, тенденция к оппозиционности, стремление идти на рожон).
По данным теста Леонгарда отмечается акцентуация по гипертимному и эмотивному типу, достаточно выражены демонстративные черты. Для испытуемой характерна склонность к повышенному настроению и активной деятельности, сосредоточена на изменении собственного тела, приведении его в соответствие со своей половой самоидентификацией. Характерна аффективная лабильность и склонность к сильным переживаниям.
Тест Люшера выявляет серьезные трудности в адаптации в социальной среде: выраженная избирательность в контактах, уход в мир субъективных представлений, фантазий, мечты. Отмечается сензитивность, тонко дифференцированная чувствительность, ирреальность притязаний и субъективизм в оценке жизненных явлений, черты эмоциональной незрелости. Данные теста указывают на эстетическую ориентированность и своеобразие пристрастий. Выражена потребность в сочувствии, понимании и одобрении, отмечается настойчивость в отстаивании своего мнения.
Рисунки крупные, яркие, экспрессивные (попросила цветные карандаши). Рисунок «Человек» отражает идентификацию с лицами мужского пола, рисунок «Дом и три человека» говорит о несформированности нормальных семейных ценностей (рисует трех, никак не связанных между собой людей: бабушка на скамейке вяжет носок, рядом «мужик с кружкой пива», а перед ними девочка, бегущая за собакой).
Таким образом, по данным экспериментально-психологического исследования Ц. является сензитивной, аффективно неустойчивой художественно одаренной личностью, идентифицирующей себя как мужчину, с высоким уровнем активности и фиксацией на изменении пола, с некритичным отношением к своей социальной дезадаптации в связи с повышенным фоном настроения.
Беседа с Ц.
-Добрый день, меня зовут Александр Олимпиевич. Я ознакомился с Вашими документами, Наталья Васильевна нам подробно доложила о результатах вашей беседы. Мы работаем по закону и будем обращаться к Вам по паспорту, пусть Вас это не обижает. Закон по-другому не позволяет. – Это даст сразу протест. Я не смогу нормально общаться, вы же это понимаете. Не смогу быть откровенным. – Это я понимаю. А что мешает Вам быть откровенным? – Но, собственно, для чего я это все проходил? Чтобы ко мне обращались, т.к. мне больно и неприятно? – Вы же не воспользовались данной Вам возможностью. – Какой возможностью? – Изменить паспорт. – Что значит, не воспользовался? У меня пока еще такие обстоятельства. – Какие обстоятельства мешают Вам воспользоваться? – Это временные обстоятельства. - Вы можете сказать, какие обстоятельства? – Это связано с родителями, в том плане, что они не хотят, и я их понимаю прекрасно. Если я пойду туда по месту своей прописки менять документы и соответственно объясню причину, конечно, это будет не очень хорошо. Буквально через 15 минут будет знать весь городок. – Как Вы планируете жить дальше? - Я сейчас решаю этот вопрос, у меня есть пока наметки, как это сделать, т.е. поменять место прописки, и есть человек, который хочет мне в этом помочь, т.е. грубо говоря, меня к себе прописать. – Кто дал Вам разрешение на операцию? – Мне дали разрешение. Дело в том, что я в двух местах обследовался, изначально мне его дали летом еще. Но они сослались на какой-то закон, что не выдают на руки никаких документов. Мне там очень сложно пришлось. Вот первый этап операции удалось сделать, и я потом плюнул и уже после операции поехал в Питер еще раз заново. Еще раз заново проходить обследование, и там уже мне дали нормальные бумаги и о том, что диагноз мне поставили транссексуализм, и о том, что разрешается операция, и о том, что я могу менять документы. Это было в марте, мне уже дали бумагу о том, что могу менять документы. Но в этом году. – Есть законы, которым надо подчиняться, и не мы их писали. – Хорошо, а можно по имени вообще никак не обращаться? – Я пока не обращаюсь. – Вот так очень хорошо. – В этом мире Вы существуете под своим именем и фамилией. Любое действие юридическое будет осуществляться под Вашими именем и фамилией. – Да ради Бога, пока у меня нет другого паспорта – Какие вопросы Вы должны решить при изменении пола? Какую главную задачу Вы ставите? Я задал Вам вопрос, в то же время и простой, и сложный. Какую Вы хотели решить проблему таким способом?– Сколько же раз я отвечал на этот вопрос. – Я Вас вижу в первый раз, а это называется экспертиза. - Мне нужно было обрести свою уже оболочку, стать тем, кем я должен быть. Обрести гармонию с самим собой, с этим миром. – Скажите, пожалуйста, в чем дисгармония заключалась? – Дисгармония души с телом, соответственно, и разума с телом. – Вы знаете, это самые первые слова, которые я слышал, когда начал работать в 1974 году. В чем заключалась эта дисгармония между душой и телом? – В том, что у меня тело было другого пола, нежели душа и разум. – Т.е. Вы имеете в виду, что у Вас душа и разум были мужские, а тело женское? Какой способ Вы находите для решения этих проблем? – Способ решения данной проблемы - это надо каким-то способом, надо было реализоваться в обществе, именно как мужчина. Это у меня, слава Богу, получилось, очень хорошо. – Если можно, назовите способ, который Вы избрали? – Изначально до операции, т.е. я уже принял облик соответствующий с помощью гормонов, одежды и всех этих составляющих. Потом уже стал всем представляться новым именем, вести себя по-другому. – Как Вы узнали, что существуют гормоны? Как узнали, что существуют такие формы? Откуда источники? – Интернет - всевышняя сила. – Если бы не интернет, что было бы? – Вы знаете, пока не было у меня интернета, у меня были несколько раз в жизни такие периоды, когда, не прибегая естественно к гормонам, поскольку я про них не знал, исключительно, что там: одежда, стрижка, как-то прятать грудь. – Как Вы прятали грудь? – Бинты и свободная одежда. Изначально бинтов даже не было. Просто какая-то свободная одежда. Как-то голос я старался тренировать, чтоб пониже был. Это сейчас он из-за гормонов. Как-то были попытки фигуру изменить. Гантели там, что-то качать. Это было у меня в 17 лет, такой период, потом под давлением родителей от этого отошел. Жалею об этом очень сильно. – Что Вы считаете нужно сделать, чтобы Вы стали тем, кем хотели? Что Вы хотели? Перечислите, пожалуйста. Чтобы Ваша душа совпала с телом? - Ну, понятно, что хирургические операции необходимы. – Что включают хирургические операции, которые Вам необходимы? – Ну, первое это то, что я уже сделал, мастэктомия, удаление груди. Это я считаю одно из самых важных, поскольку уже этот облик, даже чисто внешний образ соответствует. Дальше уже делается удаление. – Ну, вот что делается? – Конечно, я этого очень хочу. – Удаление чего? – Удаление внутренних органов женских, придатков. Дальше все этапы фаллопластики. Я конечного этого хочу, но пока я подожду с этим. – Почему? – Все-таки уже, это конкретно довольно дорого, и есть много там всяких минусов. – Какие минусы? – Ну, это довольно сложная процедура, мне надо над собой поработать пока. – Почему? – Отрастить то, из чего лепить. Я над этим тружусь. Ну, может быть, все-таки медицина на месте не стоит и постоянно совершенствуется, я еще чуть-чуть подожду, пока не будет у нас получше с этим в стране. Сейчас уже у многих успехи в этом. Сейчас стали появляться хорошие способы и денежек надо пособирать. – Скажите, у Вас болезнь, какая, телесная или психическая? – Считаю это исключительно физическим недостатком, что нужно изменить. – Скажите, у Вас есть какое-то расстройство, если Вы обращаетесь в медицину за помощью вплоть до операции? - Я считаю расстройство, называть это болезнью психической или как-то по-другому, я бы не стал. – Как Вы это назовете? Что с Вами происходит? – Я скорее назвал бы там особенностью организма, или может быть особенностью мозга. Это все-таки физические недостатки считаю. - ….Какой сферы? – Физическая особенность, это же вещи связанные получается, ну как это еще можно объяснить? Что тупо мужской мозг, но женские половые органы. – Кто Вам сказал, что у вас мужской мозг? – Зачем мне это говорить? Если сам это знаю. Если бы мне кто-то сказал, что это не так, я бы не поверил. – А что, женский ум и мужской отличаются? – Думаю да, не знаю. – Или это метафора у Вас? – В данном случае я имел разум все-таки. Потому что душа, ну это вообще спорный вопрос, существует ли она вообще? – И все-таки, это болезнь мозга? Не болезнь половых органов? Не болезнь грудных желез, нет? – Я не знаю, как это объяснить – Вот если бы перед Вами кто-то сидел, и Вы слушали и думали бы об этом. Этого вполне достаточно, что я сказал. Болезнь мозга, это когда надо лечить мозг. - Мне мозг лечить не надо. – Извините. Я пример приведу: Вот Наполеон Бонапарт, и он в этом убежден. «Меня лечить не надо, я Бонапарт!». Но его лечат. – Получается? – Получается. - Кто-то не хочет 6 пальцев, а кто-то хочет. – А я изначально хотел, чтобы именно стать нормальной девушкой. Я пытался, я обращался к врачам, но потом я понял, что это невозможно. – Может не к тем врачам обращались? – Может и не к тем врачам. Но сейчас, что об этом говорить? Что я пойду обратно себе грудь пришью? Я не стану этого делать. Никогда. – Я хочу понять Вас. Вы понимаете, что Вы избираете неправильный путь, чтобы исполнить предназначенную Вам функцию, правильно я понимаю? – Какую функцию? – У Вас есть все физиологическое и биологическое….. Вы можете забеременеть – Слава богу, было это. – Я знаю. Вы можете забеременеть, Вы можете родить, Вы можете вскормить. – И кормил – Т.е. физиологически Ваша система, которую Вы выбираете… – А я выбирал это? А я что хотел, что бы меня таким природа сделала? – Я сейчас не об этом. ….Система, как Вы говорите, больного мозга. – Я это понимаю. Мне тоже все это… Мне не 15 лет. Я за всю свою жизнь не раз передумал. Уже пройдя и через роды, и вскармливание и через все материнство. – Вспомните и назовите 5 Ваших любимых игрушек дошкольного периода. – Обезьяна, мальчик, Микки-Маус, космонавт, Пончик, ну это там такой мальчик – Из «Незнайки»? – Да, и там еще самодельные, которые я сам делал. – 5 любимых игр? – Я таких общих не могу назвать. Я их сам придумывал. Мы играли во всякие там сюжетные игры, например, посмотрим какой-нибудь мультик или фильм интересный, какой-нибудь там «Остров сокровищ» и вот это вот все и разыгрываем. – Можете хотя бы один сценарий рассказать, который Вы разыгрывали? – Ну, например я придумывал, если это остров сокровищ, то там распределяли, кто есть кто, тоже там по командам, и клад у нас тоже был, тоже я придумал. Т.е брали там красивую коробку, собирали туда всякие сладости, всякие стекляшки, красивые там какие-то штуки. Одни, значит, прятали, зарывали и рисовали карту. – Минутку, а в какой роли Вы там участвовали? – Либо слепой Пью, либо Джим. Мне как-то они нравились очень. Ну и дальше всякими, там по фильму. «Великолепная семерка», «Жандарм женится». – В школе еще какие-нибудь проблемы были кроме взаимоотношений? – Ну я боялся учителей – Почему? – А я боялся быть плохим. – Вас что, наказывали за это? Били? – Ну, первая учительница да, она там всех наказывала и била, но я там не этого боялся. Ну расстроить родителей. – Почему? – А вот я не знаю. – Морально себя как-то плохо чувствовали? – Я боялся быть плохим для родителей, что они там переживают, что они там расстраиваются. – Т.е. чувство вины какое-то? – Да, вот это да. И вот это же чувство не давало мне еще столько лет пойти вот по этому избранному пути. – Еще другие проблемы были в школьные годы? – Ну, с учебой. – А на переменах, проблемы какие-то были? – А вот это уже связано вот именно с проблемой взаимоотношений. – Какие клички давали в детстве? – В школе там обидные. - ….. – Какие? Помните? - Ну, там бомжиха. Из-за того что одет был не так. Ну там из-за того, что уши торчали. – Физические акценты, а еще какие-то клички давали? – Ну что касается не физического, то нет. Там все, вот именно, что кривые зубы, то не так и это не так. Вот именно внешне - А как у Вас дела с менструацией? - Плохо. – Что значит плохо? – Я очень долго вообще ждал, когда это начнется. Надеялся, что когда я стану вот уже физиологически половозрелой девушкой, у меня мозги на место встанут. Я очень надеялся на это. Я сначала даже вроде как обрадовался, а вот потом чем дальше, тем хуже, я это уже переносил морально. Т.е. это не настолько было мне… как-то и неприятно и, с одной стороны, как-то это неестественно для меня. С другой стороны, чувство вины, за то, что я к этому не так отношусь, т.е. старался себя как-то там настроить, что это хорошо и что это правильно. Но вот как-то это не получалось. – Скажите, пожалуйста, были ли какие-нибудь влюбленности? – Конечно же. – В кого? – У меня их навалом было. И в парней, и в девушек. – Первая Ваша влюбленность? – В парня. – В каком возрасте? – В 9. Там была прямо такая любовь. – Друг в друга? – Это был друг сестры, он старше меня, ему 16. –Это было именно чувство? Или дружеское расположение? – Ну, сначала казалось, что это прямо любовь. Потом я стал себя ловить на том, что я хочу ему просто подражать, быть похожим. – Но это чувство осталось нереализованным. Да? – Дружили, там, общались. – Отношений как таковых, ну отношений, основанных на любви, не было? – Не было, конечно. – А второй кто был? – Это мне было 11, в 6 классе, ну там одноклассница, там девочка. Потом она надо мной посмеялась. Все мальчикам рассказала, там вообще все плохо кончилось – Катастрофой, да? А как она заметила, что Вы ее полюбили? – А я сначала пытался дружить, потом рисовать там какие-то красивые картинки с подписями. Потом вроде бы стали по душам дружить. И вот я ей там сказал, что я ощущаю себя мальчиком, что я вырасту и сделаю операцию и трали-вали. Она вроде бы так «да-да», вроде как там она меня поняла, посочувствовала. А потом пошла и всем рассказала. – Были интимные отношения? – Конечно, были. – С какого возраста? – Было одно изнасилование. – Да, я знаю на работе. – Нет, это было не на работе, это мы тогда просто упустили этот момент. – Первый интимный контакт - это было изнасилование? – Да, это было первый раз. Вообще первый в жизни. – В 16 лет, в какой ситуации случилось? – Ну там, на улице ко мне прицепился человек, стал что-то предлагать, типа пойдем там сходим – В какое время это было? – Это было вечером. Я тогда поругался с родителями и поехал там, в Москве гулять. Первый раз вообще один в Москве. Мы там, в Подмосковье жили. Друзей у меня в то время практически не было. И, наверное, захотелось себя там ощутить таким независимым. И пошел с ним в кафе. И я еще был падок на всякие там сладости. Сначала он угощал меня там всякими пирожными, все такое. А потом что-то произошло, что он оказался со мной в одном помещении. – А если не секрет, какое помещение? Жилое? Квартира? – Нет, какая-то каморка. Я не знаю, что это. – А с женщинами были отношения? – Пытался строить отношения, но что-то вот пока не получалось у меня. Вот мне нравятся такие девушки, пригламуренные, такие все там расписные, и что-то пока не очень получалось. Я их как-то стесняюсь. Вот, хотя сейчас поклонниц просто деваться некуда. Ну, вот пока что. Ну, я просто не хочу рассказывать пока о том, что я менял. – А были интимные отношения с женщинами? – Были с одной девушкой, мы встречались, были там только ласки, обнимались, целовались, за ручку ходили. – Но далеко не заходили? Устойчивых отношений тоже не было? – С девушкой? – Да, ну что бы жили под одной крышей? – Нет. - Что принимаешь сейчас? – Анадрен – Как часто? – Ну, раз в 2 недели. Сначала раз в 3. Потом пришлось подкорректировать - А можно посмотреть на Ваше тело? – Что? – Операцию, где делали? – В РАМН – Как называется? РАМН – это академия. – Центр хирургии им. Петровского. – Это рубец. А это для чего? – От удаления. У меня просто гипертрофированные рубцы пошли. Сейчас лечим. – А это для чего? – Для красоты. – Это же под рубашкой все? – Ну и что, что под рубашкой, а мне нравится – Тебе нравится? – Мне приятно, нравится. – Что за юридический вопрос возник сейчас? Отец девочки, т.е. бывший муж, представил иск в суд? – Да. – В том, что ты не уделяешь время ребенку? – Он давил на то, что - и в иске как раз - на то, что как раз была сделана операция… Он как-то там написал, что когда человек меняет пол, происходит социальная смерть человека. – Это пусть они пишут. Соответствует это тому, что ты не понимаешь? – Нет, не соответствует. – Ты помогаешь? – Да, я помогаю. – Чем? – Ну, во-первых я постоянно шлю там посылки, подарки. Мне очень нравится ей что-то покупать. Мне только вот грустно, что я не с ней хожу, а вот выбираю это один. По возможности деньги там посылаю. Стало даже ясно, что лучше что-нибудь покупать и высылать. Постоянно там письма пишу, туда с кем она живет. О том, как я ее люблю. Я ей пишу, хотя она и маленькая и не может еще пока прочитать и понять. Ну, вот как душа … Ну вот хочется ей сказать, поэтому и пишу. Видеться хочется, конечно, все время, но в связи с этой непонятной ситуацией, как быть? Как видеться? Сложновато это пока. – А вот скажи, как ты себе представляешь, когда по паспорту станешь мужчиной, на работу выйдешь, вот кем ты будешь, в качестве кого? – В идеале мне бы хотелось, чтобы ребенок все знал, т.е. объяснить, ну чтобы ребенок знал. Вот я даже лично знаю как пример: семьи, где ребенок маленький с самого начала, с 3-х летнего возраста знал, о том, что это папа, но вот ему объяснили. Ну собственно никаких проблем там нету. И мне хотелось бы, зная все эту ситуацию со всеми родственниками и уже согласен уже как угодно, хоть дядей там представиться. – А что за права у Вас будут? – Логичный вопрос. Я одно время даже чуть не поддался на такое, ну во-первых это понятно, ясно сразу, что даже если в общем-то сейчас препятствуют общаться с ребенком, а потом уже не за что бороться будет, не за что, скажут, что тебя лишили родительских прав, иди гуляй, и я ее вообще больше никогда не увижу. – Ну вот пример: когда ребенок взрослеет без матери, в детском доме или еще где-то. А потом начинает мать искать и не находит. – Я знаю, но как же тогда я должен быть с ней пока она маленькая, пока она растет. А что же мне надо ждать пока она теткой станет? – Т.е. только правовые отношения? Должны тебе… помогать и т.д. ты обязан помогать сейчас. Ты настаиваешь на отношении, вот прийти, представиться и как-то так. Она уже взрослой будет. – Ну как взрослой? Ну как же мне иметь с ней отношения? Или мне надо ждать пока она сама станет теткой? Я вот считаю, что мне нужно сейчас быть с ней. И сейчас и потом .- Почему? - Потому что я ее люблю, и ей я думаю нужно. Ну не бывает лишних людей, которые тебя любят и заботятся. – Как ты объяснишь сейчас кто ты? – Сейчас, если бы была такая возможность, я бы ей объяснил, допустим, что… Ну, есть вариант сказать, что я мама, мама заболела и вот так вот получилось, но я считаю что это не очень правильно. Потому что девочка может бояться сама так заболеть. – Считаете, что мама была Аля, а стала Женя? – А ей не обязательно говорить, как Женю звали раньше.
Вопросы членов комиссии:
- Вам в 17 лет поставили диабет. В какое время года? – Ну, тогда снег был. Это зима была или начало весны. – А что с настроением? – Тогда я вообще был под полным контролем родителей, т.е. никакого общения. – Т.е. настроение, какое было? Вы радовались жизни? – Нет, конечно. Ужасное оно было, мне жить не хотелось. – А были попытки к самоубийству? – Да. – Когда? – Это было лет 10 назад. – Сколько раз? – Один раз было. – А как это получилось? – Ну, были мысли, было все это. А вот что бы я там пытался, такого не было. – Суицидальные мысли, с какого возраста? – С раннего школьного. – А почему? – Дело в том, что я не мог сказать, что я не люблю жизни, не хочу жить. Я как раз таки очень хотел, стремился жить. Но у меня не получалось жить так, как я считаю нормально. У меня действительно жизнь была мучительной. Это не кривя душой, говорю. И не по детским каким-то там. – А вот в 17 лет эти мысли не стали чаще? Когда сахар скакал? – Был один суицидальный акт. – А давление? – А я не знаю. - ….. – Я тогда был очень худым. – Вы были просто худым, или когда сахар подскакивал? – А я даже не знаю. Ну, я в школьные годы меня все дразнили там скелет, т.е. я уже тогда был худым. В 17 лет тоже. – Скажите, пожалуйста, вот внешне я бы не сказала, что Вы мужчина. – Ну, извините, я вам в женихи не напрашиваюсь. – Я понимаю, я не прошу этого, но внешний вид не соответствует классическому мужчине: длинные волосы. – Вот классические мужчины. – Может быть не лысый, но все-таки с волосами более короткими. Почему такой вот внешний вид? – Я не знаю, с какими мужчинами Вы общаетесь, вон длинноволосый мужчина сидит. Очаровательный красивый мужчина. Настоящий, никто не скажет, что он женщина. – Скажите, пожалуйста, вот у Вас еще есть линии, вот проведено. Это для чего? – Это не проведены, это остатки от татуировки многолетней, которую я пытаюсь свести. Я ее сведу рано или поздно. Сейчас я это делаю, надо время еще. - А для чего Вам так много татуировок? – А я не считаю, что это много. Мне нравится. – Ну, хорошо, а для чего Вам столько татуировок? – Ну, нравится. – Просто нравится. Для себя? – Для себя. Я считаю, что это красиво, и сам процесс довольно приятный. – А когда Вы в последний раз одевали юбки, платья? – Последний раз, когда родилась дочка, и там съезжались родственники поздравлять с днем рождения меня. И я тогда пытался их порадовать. Я надел тогда такие женские штанишки, сверху такую тунику. – А одежду где покупаете? – В мужских магазинах, естественно. – Это мужское? – Конечно, это мужское, естественно.
- Есть склонность в последнее время к перепадам настроения? – Слава Богу, нет. – Вспыльчивость? – Я просто эмоциональный человек. Ну, вот когда я кому-то пытаюсь, что-то объяснить, начинаю что-то жестикулировать, громко говорить. – А если вспылил, быстрая отходчивость? Или нет, хвост длинный? – Стараюсь там побыстрее отойти, стараюсь там извиниться. – Вот эта фиксация на мужской роли, когда началась? С самого начала, как себя помнишь? – Да. – А эта память родителей об умершем как-то влияла? – Вы знаете, там… Меня тоже долго этот вопрос не оставлял в покое. Как-то это имеет отношение, но дело в том, что родители мечтали родить вот именно девочку. Вот когда они меня планировали, т.е. и поэтому тоже много там упреков, что вот мы же ждали девочку, дочечку, принцессочку, а ты вот так с нами поступаешь. Конечно, еще и поэтому у меня была такая вина перед ними. Но об умершем брате мама говорит нормально, а вот когда я заводил о нем разговор какой-то бы ни было, то все как-то относились к этому нехорошо. Как-то старались это сразу притормозить. Как бы лучше я бы об этом не говорил. А почему не знаю, хотя везде дома фотографии там висят. Они даже о нем говорят, будто был человек и все. Т.е. не с горем, не то что он умер, а как-то.. ну, видимо стараются, как-то это пережить.
- Скажите пожалуйста, сейчас Вы с кем живете? – С друзьями живу. – Просто супруг Ваш бывший пишет, что Вы живете с мужчиной в гражданском браке. – Я живу… да этот человек для меня самый близкий сейчас. Единственный, кто в курсе моей проблемы, кто понял и поддержал. Ну да у нас есть отношения. Мы живем именно как 2 парня. – Интимные отношения Вы поддерживаете? – Ну, сейчас уже да. Сначала как-то не особо. – Вы в этой паре кто? – Посколько я не имею пока физической возможности, я пока как пассивный парень. – Ну, у Вас естественный половой акт? – В смысле как, естественный? – Как женщина или анально? – Анально. – Вы раздеваетесь, когда Вы в интимных отношениях? – Сейчас, после операции… я был всегда в футболке, а сейчас, слава Богу, уже без нее, и на мне всегда специальные трусики, где спереди все закрыто, а сзади открыто. Ну, мужские такие, в интим магазинах продаются.
- Еще один вопрос: вот Вы лежали в больнице, в Щелковском ПНД. И там еще фигурирует центральная московская областная больница. Вы там тоже находились на лечении? Или Вы там проходили обследование? – Центральная областная – это там где я обследовался по данному вопросу. Где, собственно, изначально мне и поставили этот диагноз, наконец-то, и потом я поехал в Питер. – В каком отделении лежали? В психиатрическом? – Ну да, наверное.
- Сейчас мы Вас можем отпустить. Скажите у Вас суд когда? – Кажется или 4 или 5 мая.
РАЗБОР СЛУЧАЯ
Члены комиссии считают, что ни один из трех заданных вопросов экспертным не является. В большей степени они соответствуют задачам и вопросам, которые ставятся пред специалистом, привлекаемым к суду. Несмотря на это, члены врачебной комиссии приняли решение ответить на них. И не только ответить, но даже выйти за границы поставленных вопросов, исходя из принципиальной важности пояснения специалистов для суда и его решения.
1. На первый вопрос "является ли транссексуализм (ТС) заболеванием или расстройством, препятствующим выполнению биологическим родителем, сменившим женский пол на мужской, функции по воспитанию ребенка?", эксперты отвечают следующим образом:
Согласно международному стандарту диагностики психических расстройств (МКБ-10) транссексуализм (ТС) является расстройством половой идентификации (F64.0), при котором возникает "ощущение собственной принадлежности к противоположному полу. Желание жить и быть принятым в качестве лица противоположного пола, обычно сочетающееся с чувством неадекватности или дискомфорта от своего анатомического пола и желанием получать гормональное лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному полу". ТС – непсихотическое, психическое расстройство. Важным следствием диагностических указаний по статье F64.0 является необходимость дифференциальной диагностики ТС с шизофренией, биполярным аффективным расстройством, циклотимией, расстройствами личности, эпилепсией. В МКБ-10 прямо указывается, что при ТС за длительное время до диагностики этого расстройства в раннем, детском возрасте должны были возникнуть расстройства транссексуального типа. Фактически речь идет о досексуальной стадии этой аномалии. Вместе с этим доказано, что ТС – врожденное аномальное состояние, которое способствует формированию дисгармоничной личности. Сутью этой дисгармонии является полярное расхождение и грубое несоответствие формирующегося психического пола, биологическому и гражданскому. Фактически это стойкая, тотальная, альтернативная инверсия половых особенностей психики по отношению к половой конструкции организма и к ожидаемому обществом стилю поведения. Как показано большим количеством исследований, больные ТС не подвержены грубому антисоциальному поведению. Наоборот, нередко они становятся ядром, катализирующим положительные взаимоотношения. Учитывая непсихотический характер расстройства, все это может лечь в основу гармоничного воспитания ребенка. В некоторых случаях транссексуалы, альтруистически жертвуя собой в угоду ребенку, уходят из его жизни полностью под защитой разработанной ими легенды.
Таким образом, при ТС, завершившемся сменой биологического пола, в том числе, с женского на мужской, человек имеет право на выбор своих функций в воспитании ребенка и их реализации; какой-либо угрозы (физической, сексуальной, психической, психосоциальной, психосексуальной и пр.) окружению, в том числе собственному ребенку, не несет.
2. Общение ребенка с родителем, перенесшим операцию по смене пола, отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка не может, если только сам родитель не является антисоциальной личностью, не злоупотребляет спиртным и наркотиками. Как сказано выше, ТС, завершившийся сменой биологического пола, в том числе с женского на мужской, какой-либо угрозы окружению, в том числе собственному ребенку, не несет. Наоборот, довольно часто общение ребенка с таким родителем, в особенности, если это мальчик, оказывается, для него полезным с точки зрения развития маскулинных свойств личности и физического развития ребенка.
3. Общение ребенка с матерью, перенесшей секстрансформирующие операции, угрозы не несет, ни с точки зрения пункта "а" ст. 29 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ни с точки зрения экспертной практики.
Вместе с тем, как было сказано выше, эксперты считают необходимым выйти за границы поставленных вопросов и дать ряд, как им представляется, важных пояснений.
Пояснение первое. Анализ представленных на экспертизу материалов и, особенно, работа с самой Ц. заставляет весьма серьезно усомниться в установленном ей диагнозе "Транссексуализм, ядерная форма". Со значительной долей основательности эксперты предполагают, что у Ц. не только ядерной формы, но и самого ТС, как такового, нет. И если это так, то все, что происходит в суде, предстает нелепым, ибо избранная тактика психосоциальной адаптации и реабилитации в виде изменения биологического, гормонального и паспортного пола, а также длительный прием гормональной терапии, а также первый этап хирургического изменения пола, должны быть признаны неверными, ошибочными.
Эксперты обнаруживают в медицинской документации большое количество непатогномоничных находок, в частности в наследственности (алкоголизм, некие не то психиатрические, не то психологические проблемы, злокачественное новообразование в мозге), которые могут встречаться при ряде психических расстройств и какой-либо специфичностью не обладают. Отец своей скрытностью, аутистическими увлечениями, холодностью, которая проявилась его отдалением от дочери в ее раннем детском возрасте, а также тяжелой реакцией "ухода" (реакция отторжения собственного ребенка) в большей степени напоминает шизоидную личность, скорее всего, степени акцентуации. Однако, мы лично с ним не работали и в силу этого данное предположение не может являться обоснованным диагностическим утверждением. Первые признаки, которые могли бы называться претранссексуальными, – "неуютность" и зажатость в детской группе, в которой одновременно ее окружают и мальчики, и девочки; дискомфорт от гетерофилии (любила играть с мальчиками); эгоцентрические ролевые игры, в которых она представлялась "принцем", "мушкетером", никак не могут быть признаны гетерофильными интересами, свойственными для поведения претранссексуалов.
Все детство и младшие классы Ц. преследуют астенические особенности и страх перед учительницей. Вместо томбоизма, который при формирующемся женском ТС, как правило, возникает к препубертатному возрасту, она оставалась робкой. Вместо уважения и признания мальчиками, стала среди них изгоем. Вместо характерной для этого периода у претранссексуальных девочек агрессивности, была лишена навыков самозащиты и становилась жертвой избиений и жестокого обращения не только со стороны мальчиков, но и девочек. В девичьем возрасте (старшие классы и позже) начала спонтанно выбирать, осваивать и успешно работать на преимущественно женских специальностях, что также более характерно для обычного формирования женщины, а не для женщины-транссексуала.
Психосексуальная ориентация, сложившаяся в пубертатный период, имела четкий гетеросексуальный характер и отличалась частой сменой партнеров. Замужество объясняется тремя компонентами, ни один из которых не имеет никакой связи с динамикой ТС: поиском удовлетворяющего ее сексуального партнера-мужчины; положительным психоэмоциональным эротическим влечением к конкретному мужчине; ситуационным компонентом – реакцией стремления ухода из родительской семьи. Семейная жизнь длилась около 1 года, и развод произошел не из-за специфических ТС конфликтов; не из-за инверсии психосексуальной идентичности и ориентации, а по мотивам не сексуальным, связанными с бытовыми проблемами, снижением ответственности и чувства долга перед мужем и семьей, ее повседневного бытового стиля поведения. Тогда же (март 2006 г.) лечилась в одном из Московских ПНД. Со слов пациентки был установлен диагноз "циклотимия". Вместе с тем наше исследование ретроспективно никаких признаков этого заболевания не выявило, несмотря на направленность подобного поиска. В том же году остро возникло желание изменить пол.
Особенностью его возникновения является полное отсутствие какого бы то ни было психогенеза, характерного для ТС. Решение о необходимости изменить пол возникло сразу же после случайного получения информации в Интернете о том, что такая возможность вообще существует. Т.е. в основе возникновения ТС установки на смену пола лежит не ТС психогенез, а некий иной, в данном случае "информационный" повод. Принципиально новая и необычная информация вызвала у Ц. острую аффективную реакцию с возникновением псевдо-ТС установки на изменение пола. Мгновенное ее появление, значительная консолидация, снижение критики, невозможность переубеждения, система доказательств "адекватности" своего решения – могут быть объяснены только с позиций реактивного сверхценного образования. Все ее доводы и рассуждения о необходимости добиться "единения души и тела" выглядят схоластическими, формальными и, скорее всего, характеризуют не ее истинное душевное состояние, а лишь знакомство со специальной и популярной литературой на эту тему и Интернетом. Ц. так и не смогла обозначить хотя бы основные ТС-конфликты, характерные как для препубертатного криза транссексуалов, так и для взрослых транссексуалов. В беседе она продемонстрировала гомофилию, не свойственную для взрослых, а встречающуюся исключительно в допубертатном (детском) и раннем пубертатном возрасте. Случившееся в 16 лет изнасилование произошло по характеристикам бытовой виктимности, к которой ее предрасполагала гедоническая мотивация ее поведения, недооценка риска, сниженная функция прогнозирования.
Множественные рубцы на теле объясняет самоповреждениями, нанесенными "для красоты" и тем, что их причинение ей "просто приятно" и "нравится", что соответствуют альголагнии как частному варианту парафилий. Однократно совершила суицидальную попытку на фоне тяжелого душевного состояния, тоски и возникших затем мыслей о самоубийстве. Именно это аффективное расстройство привело ее в психиатрический стационар, и на этой почве возникла стойкая бредовая монотематическая идея. Возможность говорить о бреде дают следующие основания:
- самодиагностика, переубедить в ошибочности которой больную не представляется возможным;
- самомостоятельный поиск, выбор и самостоятельное назначение себе терапии;
- формирование транссексуальной установки на изменение пола патофизиологическим механизмом (импринтингом);
- присоединение сверхценной идеи самосовершенствования.
Характерным для Ц. оказалось то, что вместо обыденного обращения к врачу-специалисту, она с целью подтверждения собственноручно установленного диагноза и выбранного ею самой хирургического лечения предприняла шаги и действия, характерные для возникшей сверхценной или бредовой монотематической идеи. С одной стороны, ее поведение диктуется стремлением разрешить индивидуально неприемлемую ситуацию в семье – поторопилась информировать о своем решении мужа и развелась с ним; с другой стороны – активно начала проводить самолечение. Все это внешне выглядело нелепо и по своей сути не могло бы разрешить ни одного специфического ТС-конфликта – ни внутреннего, ни внешнего (если бы они даже были). Наоборот, все это способствовало быстрому развитию более выраженной социальной дезадаптации: разрушению семьи, а затем и прекращению работы.
При этом проявила безответственность – постоянно принимая гормоны и зная о нежелательности рождения детей в этот период, забеременела и родила дочь. Вместе с девочкой прожила около 1,5 лет, кормила ее грудью, оставаясь к ней формально холодной, активно декларируя свое стремление защищать дочь. Через 1,5 года покинула семью, оставив дочь у мужа. С предложенной мужем летом 2009 г. легендой, объясняющей их отношения между собой и с девочкой, формально согласилась, но тут же подала в суд, параллельно продолжая свою жесткую линию на смену пола.
Добилась, вопреки закона, подзаконных актов и логики оказания помощи больным ТС, желаемой ею хирургической операции – двусторонней мастэктомии. И только в день операции впервые была осмотрена непрофильными для диагностики ТС и решения вопроса об изменении пола специалистами (специалисты-психологи научного центра хирургии имени Б.В.Петровского). 29.03.2010 также осмотрена непрофильными для этого специалистами (доцент кафедры психологической помощи, сотрудник лаборатории психологии гендерных отношений РГПУ имени А.И.Герцена; специалисты Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии). Все три осмотра были проведены без госпитализации и требуемого при ТС достаточно длительного наблюдения.
После операции, имея все юридические основания и даже уже получив разрешение на столь вожделенный для транссексуалов акт – смену паспортного пола, так и не произвела замену паспорта на мужской пол – процедуру, к которой стремятся практически все больные ТС. Этому дает объяснения, граничащие с нелепостью. Создала гетеросексуальную пару с мужчиной, с которым проживает в гражданском браке. Этот факт, совершенно нехарактерный для больных ТС, объясняется ею вновь нелепо, утверждая, что они живут "как бы гомосексуальной парой, в которой она исполняет функцию пассивного партнера".
При проведении патопсихологического исследования выявлены:
1) истерические инфантильные черты (по тесту Роршаха);
2) акцентуация по гипертимному и эмотивному типу с достаточной выраженностью демонстративности, сосредоточенностью на изменении собственного тела, приведении его в соответствие со своей концепцией половой самоидентификации (теста Леонгарда);
3) трудности адаптации в социальной среде, выраженная избирательность в контактах, уход в мир субъективных представлений, фантазий и мечты, тонко дифференцированная чувствительность, ирреальность притязаний, субъективизм при оценке жизненных явлений, эмоциональная незрелость, что указывает на своеобразность пристрастий;
4) фиксированность на изменении пола, причем некритичное отношение к своей социальной дезадаптации психолог объясняет повышенным фоном настроения, сочетающегося с повышенным уровнем активности.
Все это никак не укладывается в диагностическую гипотезу ядерного варианта ТС. Зато требует дифференциального диагноза между "шизофренией, паранойяльной (среднепрогредиентной) непрерывной" и "биполярным расстройством второго типа с атипичным, гипоманиакальным состоянием по типу периодической маскулинизации (по Посвянскому)". Проведенное лечение представляется не только противопоказанным, но и вредным, калечащим, проведенным с грубыми нарушениями действующего законодательства.
Данное наблюдение является ярким примером чрезвычайно поверхностного, неграмотного, безответственного отношения и подхода к ТС, порой граничащего с врачебным преступлением, что характерно для российского медицинского менталитета. Причиной тому является незнание проблемы транссексуализма широким кругом врачей, медицинский произвол и нелепое содержание закона, регламентирующего деятельность органов ЗАГС по смене пола. Фактически все это смещает основную тяжесть решения проблемы на плечи хирургов, с чем мы никак согласиться не можем.