XIII Всемирный конгресс по психиатрии
10-15 сентября 2005 г. в Каире состоялся XIII конгресс Всемирной психиатрической ассоциации.
ВПА – международная организация, возникшая 55 лет назад в Париже «для развития психиатрии и психического здоровья в научном, гуманистическом и этическом направлении по всему миру», представляющая сейчас более 150 тысяч психиатров из 113 стран.
На Конгресс приехало несколько российских делегаций: от РОП, от НПА России и кафедры психиатрии Ростова-на-Дону проф. А.О.Бухановского, ВНЦПЗ РАМН, коллеги из Томска, etc. Организаторы Конгресса освободили от немалых вступительных взносов членов программы молодых ученых, из них двух представителей НПА России (Ольгу Антипову из Воронежа и Алексея Комисарова из Набережных Челнов) и одного от РОП (Кочеткова из Москвы).
Конгресс характеризовался самой большой за свою историю научной программой и самой большой программой для молодых ученых. Не только Конгресс, но даже Генеральная Ассамблея впервые проходили целиком на английском языке, безупречное владение которым в Египте – непременное условие медицинской профессии. Организация Конгресса вызывала немало нареканий: некоторые запланированные российские симпозиумы были сняты, а другие перенесены на другой день без своевременного уведомления об этом, в авторском указателе трудов Конгресса отсутствовало упоминание ряда авторов, тексты которых там напечатаны, и т.п. Тем не менее, прошедший Конгресс - несомненно большой успех египетской и шире – арабской психиатрии, мощный стимул ее дальнейшего развития, так же как годы пребывания Ахмеда Окаши на посту президента ВПА и его личный вклад в этическую проблематику психиатрии. Все это для египетской психиатрии – то же, что восстановление в 2002 году с помощью ЮНЕСКО великой Александрийской библиотеки. Ахмед Окаша посвятил даже свое выступление при открытии Конгресса ранней истории психиатрии в соответствии с девизом конгресса - «Пять тысяч лет развития науки и помощи: построение будущего психиатрии», где отчетливо прозвучала коррекция прежнего европоцентристского подхода. – Первые психиатрические больницы были открыты арабами в Багдаде (705 г.) на полтысячелетия раньше европейских (1409 г. - Севилья, 1410 г. - Валенсия). То, как значима руководящая роль ВПА для развития национальной науки и практики психиатрии, особенно наглядно в отношении испаноговорящих стран. Правда, тут значительную роль сыграла постоянная международная ротация специалистов. Конгресс впервые проходил в Африке, а по количеству участников (4500) и делегаций (110 из 130 обществ) был самым представительным.
Для нас особенно значимым была организация новым президентом ВПА Хуаном Меззичем нескольких симпозиумов с участием членов международного редакционного совета нашего журнала Альфреда Крауса, Била Фулфорда и др. по подготовке новой 11 версии МКБ и соответственно пятой DSM, развитию инстументария, теоретическим основаниям и клиническим иллюстрациям в духе вышедшей в 2005 г. в издательстве Оксфордского университета монографии Джона Садлера «Ценности и психиатрический диагноз», развивающей линию монографии 1994 года "Философские перспективы психиатрической диагностической классификации» (издательство Университета Джона Хопкинса, Балтимора - Лондон) под редакцией Джона Садлера, Осборна Виггинса и Микаэля Шварца, линии по основным позициям нам наиболее близкой. На мой вопрос относительно перспектив реализации идей монографии Садлера идеолог МКБ-10 проф. Норманн Сарториус сказал, что ценит эти идеи, но считает, что они еще не могут быть реализованы. Однако начал он разговор с очень лестной для нас фразы: «Надеюсь, вы распространяете свою книгу (имелся ввиду мониторинг). В ней очень важная идея – психически больной прежде всего человек».
Важным было большое внимание Конгресса к теоретической проблематике, к вопросам этики и прав человека. В частности, это симпозиум «Психопатология, герменевтика и феноменология» с докладами Уве Петерса (Германия) и Отто Дорр-Зегерса (Чили), симпозиум «Что может дать философия психиатрии? Как исследовать и оценивать личностный опыт?» (Билл Фулфорд), симпозиум «Обучение этике в психиатрии» (Билл Фулфорд) и др.
Важным было наличие нескольких симпозиумов от региона СНГ под председательством проф. В.Н.Краснова «Психическое здоровье специалистов» и «Диагностика и распознавание психических расстройств в Восточной Европе». На этот последний мы представили доклад Ю.С.Савенко «Концепция «психотического уровня» в МКБ-10». В рамках программы для молодых психиатров российские делегаты провели клиническое обсуждение конкретной истории болезни.
Наконец, центральным событием, как всегда, стала Генеральная Ассамблея, где состоялись выборы руководства ВПА . Здесь вес каждого общества связан с количеством голосов, которое определяется числом не заявленных, а проплаченных членов в соответствии с категорией страны (Россия и страны СНГ в третьей из четырех). У РОП – 11 голосов, у НПА России – 7, итого 18 голосов у России. Президентом стал Juan Mezzich (Нью-Йорк, США), а президентом на будущий срок был выбран Mario Maj (Неаполь, Италия), редактор многотомного тематического руководства по психиатрии, 9 томов которого уже вышло. Альтернативной кандидатурой выступал George Christodolou (Афины, Греция). Секретарем по финансовым вопросам был избран Sam Tyano (Израиль), секретарем по проведению конференций Pedro Ruiz (США), секретарем по образовательным программам Alan Tasman (США), а секретарем по издательской деятельности Helen Herrman (Австралия), а секретарем по работе секций Miguel Jorge (Бразилия). Зональным представителем по зоне стран СНГ стал после профессора В.Н.Краснова. пробывшего на этом посту два срока, представитель Армении Армен Согоян. Альтернативная кандидатура проф. Р.А.Евсегнеева из Белоруссии не прошла в силу имиджа его страны.
Был принят институциональный стратегический план деятельности ВПА на 2005-2008 годы, содержащий 14 общих и 30 специальных задач, прежде всего, усиление обществ-членов, особенно развивающихся стран, повышение роли этики в психиатрической помощи всех уровней и укрепление связей с организациями пациентов/пользователей.
Президентская программа сформулирована Хуаном Меззичем как институциональная консолидация для развития в сторону психиатрии для человека.