Николай Иванович Пирогов (1810-1881) и традиции Пироговских съездов
Н.И.Пирогов – гениальный врач, ученый, педагог и общественный деятель, один из основоположников топографической хирургической анатомии, анатомо-физиологического экспериментального направления в хирургии и военно-полевой хирургии, создатель выдающейся научной школы. Им разработаны и его имя носят многочисленные операции, он дал классическое описание шока, сотрясения головного мозга, газового отека тканей, «раневого истощения». Он инициатор эфирного наркоза в условиях действующих войск, асептики и антисептики, сортировки раненых, иммобилизации, косной пластики, целостного подхода к боевому повреждению, профилактического направления («будущее принадлежит медицине предохранительной»), организации института сестер милосердия и положения, что «не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны». Он инициатор открытия госпитальных клиник для студентов пятого курса («отделить учебное от научного в университете нельзя… учебное без научного… только блестит»).
Пирогова отличали вечная неуспокоенность, непрекращающиеся поиски новых решений, предельная самокритичность. «Такая беспощадная, откровенная критика к себе и своей деятельности, - по словам И.П.Павлова – едва ли встречается где-нибудь в медицинской литературе». Пирогов считал это признаком подлинной научности. «Я считают священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других…».
Идея Пироговских съездов, как объединяющих всех врачей России для решения актуальных научных и практических задач, была инициативой ведущих медиков страны, среди которых был и С.С.Корсаков.
Всероссийский масштаб Первого съезда (1885) сложился стихийно - делегатом съезда мог быть всякий врач. Правительственное разрешение на их проведение было получено только, начиная с V съезда (1893). II и III съезды (1887, 1889) ознаменовались выступлениями Н.В.Склифософского и Ф.Ф.Эрисмана о развитии общественной медицины и знаменитыми словами последнего о дальнейшем развитии «нашего сокровища, которому нет ничего подобного в Западной Европе – нашей общественной земской медицины». Значительное большинство участников съезда составляли, как правило, оппозиционные правительству представители земских медицинских организаций. Съезды сразу стали трибуной общественного мнения, прежде всего, либерального и демократически-народнического толка. На V съезде (1893-1894) заседаниями по судебной медицине, где рассматривались вопросы экспертизы, врачебной тайны и этики, руководил С.С.Корсаков, а одним из докладчиков был В.П.Сербский. Одним из итогов съезда было создание первого российского журнала, посвященного общественной медицине. В течение первых пяти лет он выходил под редакцией С.С.Корсакова. На VI съезде (1896) Д.Н.Жбанков, В.И.Яковенко, С.С.Корсаков и М.Я.Капустин огласили проект ходатайства об отмене телесных наказаний для крестьянского населения России. На VIII съезде (1902), который собрал более двух тысяч участников, ставилась задача децентрализации врачебной помощи, приближения ее к населению. На съезде прозвучали два резких доклада одного из лидеров конституционально-демократической партии А.И.Шингарева (впоследствии преступно расстрелянного большевиками) о санитарном состоянии сельского населения, после которых быль усилен полицейский надзор за деятельностью Пироговского общества, а накануне IX съезда департамент полиции пожелал исключить из повестки съезда два доклада. На IX съезде (1904) было отмечено, что борьба с алкоголизмом требует в качестве непременных условий полного обеспечения свободы личности, слова, печати и собраний. Внеочередной съезд 1905 года в своей резолюции заявил, что любая культурная мирная работа невозможна при существующем строе, и включил в союз врачей весь медперсонал. Большинство Пироговского съезда шло за партией кадетов. В резолюции XI съезда (1910) говорилось о необходимости «строго демократических реформ и организации законодательных учреждений и органов самоуправления». XII съезд (1913) единодушно отклонил предложение об организации Главного управления государственного здравоохранения, так как пироговцы на протяжении всех съездов были верны своему принципу – не доверять попыткам вмешательства правительства в дело медицинской помощи населению. В период Первой мировой войны Пироговское общество примкнуло в лагерю войны до победного конца. Чрезвычайный съезд в апреле 1917 года приветствовал Февральскую революцию, а чрезвычайный съезд 1919 года, который обратился к врачам с призывом к саботажу «захватчиков-большевиков», стал последним.
И.Д.Страшун