Новая книга о Законе о психиатрической помощи
«Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в вопросах и ответах» (М., 2009, 302 с.). Эта работа Валерия Яковлевича Евтушенко представляет отечественному читателю широкую панораму разъяснений и размышлений опытного клинициста и администратора по всем статьям закона «О психиатрической помощи…». Написанная живо, нестандартно, местами даже увлекательно, она непринужденно вводит читателя не только в существо правовых норм, но и в практику и даже предысторию их применения. Поэтому адресованная широкому читателю эта книга обогащает даже профессионала.
Валерий Яковлевич – один из тех, кто был непосредственным свидетелем первых попыток создания юридической службы в области психиатрии выдающимся энтузиастом этого дела Александром Иосифовичем Рудяковым, автором единственного руководства по этой теме в советские времена, и его подвижнической деятельности.
Как один из заместителей главного врача Центральной областной клинической психиатрической больницы и редактор уникальной «Московской областной психиатрической газеты», Валерий Яковлевич собрал огромный разнообразный материал, представляющий живые примеры под все статьи закона.
Конечно, не все статьи освещены в выбранном авторе ракурсе одинаково полно. Например, об одной, многострадальной, все еще мертвой 38-й статье закона можно было бы написать целую книжку. Это статья о создании «службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров», которая является для этой категории больных гарантией исполнения всего закона в целом. В психиатрических стационарах подавляющее большинство отделений продолжают оставаться закрытыми, условия содержания оставляют желать лучшего. Достаточно сказать, что треть психиатрических больниц еще с 2000 года вообще подлежала закрытию по санитарным нормам. Но 122 закон отменил во всех законах, в том числе и нашем, государственные гарантии на достойное финансирование. Надежда зурабовского кабинета на проводимую во всем мире реформу сокращения числа психиатрических больниц за счет расширения амбулаторной помощи неожиданно для себя столкнулось с еще большей дороговизной последней. Как «хороший менеджер» он вкупе с министерством финансов и министерством экономразвития ориентировался только на это. В результате, огромные многолетние разнообразные усилия нашей ассоциации, поддержанные ВСЕМИ коллегами-психиатрами, МИДом и Минздравсоцразвития России, всеми общественными организациями и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, все еще ничего не дали. Владимир Петрович Лукин получил три года назад визу тогдашнего Президента РФ В.В.Путина на совместном обращении по этому поводу – «принять к исполнению», что до сих пор не реализовано вопреки исполнению всех необходимых предварительных требований на волонтерских основаниях. Финансирование даже на проведении соответствующего эксперимента в двух округах страны так и не получено. Между тем, киргизские коллеги в сходной ситуации подали на свое Правительство в суд, выиграли дело, и Служба там создана.
Можно было бы подробно рассказать о трех попытках с 1998 по 2003 годы сузить демократические завоевания закона на примере ст. 29. Одно из основных таких завоеваний – опосредование всех недобровольных мер через суд. Наиболее серьезным основанием недобровольной госпитализации является п. «а» ст. 29: «непосредственная опасность для себя и окружающих». Предлагалось убрать определение «непосредственная», что резко расширило бы круг недобровольно стационируемых больных. Это удалось предотвратить.
Высокопоставленные чиновники уже давно говорят, что этот закон «морально устарел», имея в виду вовсе не естественные и необходимые дополнения закона на основе наработанной практики его применения, а принципиально другой дух времени, чем тот, когда он создавался. В этом опасность его пересмотра в наше время.
Но эти и другие соображения говорят лишь о многосторонности возможных ракурсов рассмотрения закона. Автор поставил перед собой не менее важную задачу: быть полезным «потребителям психиатрических услуг» и превосходно с ней справился как клиницист. Профессиональный юрист написал бы такую книгу в другом ключе, дополнительном, а не заменяющем представленный текст. Последний презентирует современное представление о законе значительной частью клиницистов. Они-то и проводят закон в жизнь. Валерий Яковлевич представляет тех из них, кто неравнодушно защищает права больных, следуя не только гражданской позиции, но и профессиональной: правовая защищенность многообразными путями хорошо ощутима больными и существенно влияет на них как важный социотерапевтический фактор.
Ю.С.Савенко