17 лет неисполнения закона – цена доверия к власти и киргизский опыт
Прошло уже 17 лет с момента принятия закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». К закону привыкли, он в целом работает и худо-бедно позволяет обеспечивать права пациентов психиатрической службы. Однако злополучная статья 38, которую когда-то включили как гарантию исполнения всего закона для пациентов психиатрических стационаров, до сих пор не работает, и служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, независимая от органов здравоохранения, так и не создана. За это время проделана огромная работа по продвижению службы, и еще недавно казалось, что служба, наконец, появится. Ведь уже подготовлен Указ Президента о проведении двухгодичного эксперимента в двух федеральных округах – Центральном и Южно-Уральском, предусмотрены средства на проведение эксперимента, посчитано, сколько нужно сотрудников, сколько офисов, сколько компьютеров, подготовлено Положение о Службе, (которая теперь называется Бюро, поскольку за прошедшие 17 лет слово Служба приобрело в нашем законодательстве совершенно определенное значение, отличное от смысла Службы защиты прав пациентов) и мн. др. Однако непрописанность в проекте Указа некоторых деталей относительно аппарата – финансового и кадрового – по обслуживанию создаваемых Бюро вновь грозит отдалить, если не похоронить всю проделанную работу, поскольку финансовый кризис заставляет резко сократить все государственные расходы.
А между тем в Киргизии, которая также страдает от финансового кризиса, недавно объявлено о создании Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Постановление об этом подписал Премьер-министр Кыргыстана Игорь Чудинов,и создана она будет при Омбудсмене Кыргызской республики, поскольку именно этот институт призван защищать права и свободы граждан республики, включая вышеназванную категорию пациентов. Министерству финансов Киргизской Республики предписано предусмотреть, начиная с 2009 года, финансирование Службы, а Министерству здравоохранения – обеспечить Службу необходимыми помещениями на территории психиатрических стационаров на безвозмездной основе.
Так Правительство КР выполняет Решение Верховного Суда о создании Службы, которое было принято в октябре прошлого года по жалобе пациентов психиатрического стационара на нарушение их прав. Может быть, России пойти по тому же пути? Кто несет ответственность за невыполнение закона в течение 17 лет? Ведь Служба могла бы следить и за соблюдением прав граждан, признанных недееспособными, и за недобровольными стационированиями, и за применением мер стеснения, и за обеспечением человеческих условий существования в психиатрических больницах.