<<

Нейропсихологическое исследование пространственного восприятия при гипнотической возрастной регрессии

Илья Федотов

Илья Федотов - cтудент 5 курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, кафедра психиатрии с курсами медицинской психологии и психотерапии; научный руководитель: ассистент кафедры, к.м.н. Е.А.Шитов

С начала научного изучения гипноза прошло уже более 150 лет, однако общепризнанного объяснения многие аспекты гипнотического транса так и не получили[1]. Одним из наименее изученных и наиболее спорных гипнотических феноменов является возрастная регрессия, под которой понимают переориентацию личности и реорганизацию перцептуального эквилибриума в условиях внушенных пространственно-временных установок [2]. При этом в поведении, мышлении и перцептивной сфере появляются черты, характерные для внушенного возраста. Основой вопрос, требующий ответа для понимания сущности нейрофизиологических механизмов возрастной регрессии: «Происходит ли при этом возврат к более ранним этапам нервно-психического развития или же наблюдаемая феноменология является вызванной суггестией неосознанной симуляцией?» Исследования данной проблемы имеют фундаментальное значение в отношении решения вопроса о природе гипнотических явлений и функционировании мозга в состояниях измененного сознания.

Исследования, призванные решить данный вопрос, исходя из применяемых методик и подхода, условно можно разделить на нейрофизиологические и психологические. С использованием нейрофизиологического подхода изучались вызванные слуховые потенциалы (Aravindakshan et al., 1988), особенности ЭЭГ при регрессе в ранний младенческий возраст (McCranie et al., 1955; Schwarz et al., 1955), безусловную и условнорефлекторную деятельность (Edmonston, 1960; Lecron, 1952) и ряд других физиологических процессов.

К более интересным выводам приводят результаты изучения психологических аспектов функционирования нервной системы в состоянии гипнотической возрастной регрессии. В частности, изучали интеллектуальный «возраст» регрессируемых испытуемых, используя для этого Stanford-Binet test (Sarbin, 1950), перцептивную сферу, используя тест «нарисуй человека» Goodenough’а (Taylor, 1950), тест пятен Rorschach’а (Orne, 1951; Sarbin et al., 1952), Bender Visual Motor Gestalt test (Crasilneck, 1957) а также эйдетические способности (Spanos et al., 1988). Резюмируя можно отметить, что результаты работ были неоднозначными, а выводы противоречивыми. Но большинство исследователей склонялось к мнению о симуляционной природе регресса, и зачастую просто потому, что не удалось однозначно доказать обратное.

Объекты и методы

В нашей работе мы ставили целью изучить особенности пространственного восприятия при гипнотической возрастной регрессии. Выбор цели обусловлен неизученностью данного важного аспекта, открывающего путь к пониманию фундаментальных механизмов возрастной регрессии. В качестве метода изучения применялась эклектическая нейропсихологическая «батарея», отдельные тестовые задания которой апробированы на большой выборки людей и потому имеются четкие указания на особенности выполнения данных тестов в каждом конкретном возрасте [16]. В серии экспериментов участвовали две высокогипнабельные студентки 21 и 22 лет.

Результаты

  • Для изучения оптико-пространственной деятельности в нейропсихологии широко используется тест «слепых часов»: после предъявления эталона испытуемому предлагают назвать время, указанное на часах без циферблата (рис.1). У детей до 7-9 летнего возраста с выполнением этого задания возникают затруднения: требуется больше времени, допускается ряд неточностей. В нашем опыте сомнамбула, регрессировав в гипнозе до возраста 6 лет, сначала отказалась отвечать на вопросы экспериментатора, сославшись на сложность этого теста, а на следующем сеансе выполнила тест, допустив при этом ряд неточностей и затратив на его выполнение большее количество времени. Другая девушка выполнила тест сразу, но имела те же затруднений. В контрольном исследовании, когда тест выполнялся без регресса, данных затруднений не было.

  • Одним из важнейших экспериментальных нейропсихологических приемов для исследования зрительного восприятия является рисунок. Формирование пространственных представлений идет наиболее интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте и заключается в первую очередь в усвоение общепринятой символики и изобразительных приемов. Так для изображения удаленности и создания иллюзии трехмерности в плоскостном рисунке применяют такие изобразительные средства как линейную перспективу (уходящие вдаль линии сближаются), градиент плотности (плотность контуров увеличивается с ростом удаленности), разница относительной высоты (ближние предметы рисуются более высокими чем равновеликие удаленные) и некоторые другие [17]. Усвоение этих признаков происходит у детей после 8-10 лет. Потому у детей младшего возраста возникают проблемы с копированием трехмерных изображений: они не могут правильно отразить третье измерение в рисунке. Для изучения этого аспекта пространственных представлений при гипнотической регрессии до возраста 6 лет мы использовали тест произвольного рисунка дома и тест по копированию простейшего трехмерного объекта - куба.

В приведенных иллюстрациях (рис.2) мы видим, что Светлана изобразила дом при регрессии без использования графических приемов создания объемности, которые использовала при рисовании без гипноза. Однако Наташа и при регрессе нарисовала дом с использованием вышеуказанных приемов. В последствии стало известно, что Наталья освоила данные изобразительные приемы уже в 5 лет, а Света - только в школе. Это демонстрирует необходимость персонализированного подхода при интерпретации результатов психологических исследований.

При копировании куба затруднения с отображением третьего измерения возникли у обеих испытуемых, чего не наблюдалось в контроле.

  • Для изучения зрительно-пространственного синтеза и способности построения и воспроизведения целостного образа используется тест копирования фигур Рея-Остеррица и Тейлора. Установлено, что до 6 лет ребенок этот тест выполнить не может. В возрасте от 6 до 12 лет тест выполняется, но допускается ряд неточностей. В первую очередь не соблюдаются пропорции. Пропорциональные размеры рисунков совершенствуются и буквально «вырастают» вместе с ребенком.

Результаты демонстрируют (рис.3), что данный тест испытуемые выполняют как совершеннолетние. Однако было отмечено, что сразу после выполнения задания испытуемые спонтанно выходили из состояния транса. Это говорит о том, что для выполнения столь сложного задания им было необходимо уменьшить глубину транса.

Выводы

В серии экспериментов было установлено следующее:

1) Пространственное восприятие при гипнотической возрастной регрессии соответствует целевому возрасту регресса и качественно отличается от восприятия в неизменном состоянии сознания.

2) При интерпретации результатов психологических исследований необходим персонализированный подход, опирающийся на катамнестические данные и учитывающий индивидуальные особенности нервно-психического развития.

3) Для выполнения сложных заданий человек, находящийся в сомнамбулической стадии гипноза, вынужден подключать элементы сознания, тем самым самостоятельно изменяя глубину транса в сторону ее понижения. А при этом истинная возрастная регрессия невозможна, и мы наблюдаем симуляцию, что и подтверждается соответствующим опытом.

4) Важным моментом в индукции регрессивных состояний является контроль отсутствия факторов, связывающих сомнамбула с настоящим. В первую очередь надо проводить дезидентификацию голоса гипнотизера в сознании сомнамбула, что необходимо для полной переориентации в пространстве и времени. Если же какие-то напоминающие о настоящем раздражители сохраняются, то формирующийся при этом интрапсихический конфликт делает невозможной истинную регрессию, и мы наблюдаем симуляцию. К подобным выводам приходит и известный гипнотерапевт Милтон Эриксон [18]. Неучтение данного важного факта, а так же отсутствие внимания к возможности самопроизвольного изменения глубины транса и ригидный неперсонализированный подход объясняют разноречивость результатов предыдущих исследований, в которых не учитывалась необходимость разграничения состояния истинной возрастной регрессии от симуляции при однотипных формулах индукции.

Литература:

  • В. А. Руженков. Основы клинической гипнотерапии. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  • Kline M. V. Hypnotic retrogression: A neuropsychological theory of age regression and progression. // J. of Clinical and Experimental Hypnosis, vol. 1, p. 21-28.
  • Aravindakshan, K. K.; Jenner, F. A.; Souster, L. P. A study of the effects of hypnotic regression on the auditory evoked response. // International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 1985, vol. 36, p. 89-95.
  • MсCranie E. J., Crasilheck H. B, and Teter H. R. The electroencephalogtam in hypnotic age regression. // Psychiat. Quart. 1955, vol. 26
  • Schwarz B. E., Bickford R. G., and Rassmusen W. C Hypnotic phenomena, including hypnotically activated seizures, studied with the electroencephalogram. // New Ment Dis, 1955, 122:564
  • Cidro-Frank L., and Bowersbutch M. K. A study of the plantar response in hypnotic age regression. // New. Ment. Dis, 1948, 107:443.
  • Barber T. X. Hypnotic age regression: A critical review. // Psychosomatic Medicine, 1962, vol. 24 (3), p. 286-299.
  • Edmonston W. E. An experimental investigation of hypnotic age regression. // Amer. J. Clin. Hypnosis, 1960, 3:127.
  • Lecron L. M. The loss during hypnotic age regression of an established conditioned reflex. // Psychiat. Quart. 1952, 215: 657.
  • Sarbin T. R. Mental changes in experimental regression. // Pers. 1950, 79:221,
  • Taylor A. The differentiation between simulated and true hypnotic regression by figure drawing. Master's tesis. The college of the City New York, 1950
  • Orne M. T. The mechanisms of hypnotic age regression: An experimental study. // J. Abnorm. Soc Psychol. 1951, 46:213.
  • Sarbin T. R., and Farberow N. L. Contributions to role-taking theory A clinical study of self and role. // J. Abnorm. Soc. Psychol. 1952, 47:117.
  • Crasilneck H. B. and Michael C. M. Performance on the Bender under hypnotic age regression. // J. Abnorm Soc. Psychol. 1957, 54:319.
  • Spanos, Nicholas P.; Ansari, Ferhana; Stam, Henderikus J. Hypnotic age regression and eidetic imagery: A failure to replicate. Journal of Abnormal Psychology, 1979, 88:88.
  • Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, ACADEMA, 2002
  • Т. Брауэр. Психическое развитие младенца. 2ое издание. М., «Прогресс», 1985.
  • М. Эриксон. Глубокий гипноз и его индукция. "Экспериментальный гипноз", McMillan Press,, 1952, рр. 70-114

Приложение

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

>>