Выдающийся вклад в психиатрию грузинской психологической школы
70-летие работы «Психология установки» (1938) Дмитрия Узнадзе
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1986-1950) – автор масштабной общепсихологической концепции установки, основоположник грузинской психологической школы, организатор отделения и кафедры психологии Тбилисского университета (1918), лаборатории экспериментальной психологии (1920), Общества психологов (1927), Института психологи Грузинской академии наук (1941), а также кафедр психологии в Кутаиси и Сухуми, автор первых университетских учебников на грузинском языке: «Экспериментальная педагогика» (1912), «Основы экспериментальной психологии» (1925), «Общая психология» (1940). Это последнее фундаментальное руководство, переведенное на русский язык в 2004 г., выигрышно отличается от многих современных, в том числе переводных, изданий. Дожидаются перевода и многие другие работы – «Педология» (1933), «Сон и сновидения» (1936), «Психология ребенка» (1947).
Выходец из крестьянской семьи, Дмитрий Узнадзе закончил философский факультет Лейпцигского университета, где специализировался в области психологии у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта и др. Начинал как философ с анализа трудов Лейбница (1907,1919), Владимира Соловьева (1909, докт. диссертация), Бергсона (1920) и проблем языка, наименования, постижения значения, образования понятий. В 1910 году вернулся в Грузию, где первоначально занимался педагогической деятельностью как организатор и автор более 50 трудов и учебников.
С конца 1920-х годов начинает формироваться его экспериментальная психология установки, обобщенно изложенная в работе 1938 года «К психологии установки» и окончательно в «Экспериментальные основы психологии установки» (1949). Эта концепция выросла из разработанного Узнадзе экспериментального метода фиксированной установки, с помощью которого он обнаружил единство закономерностей образования и угасания различных иллюзий в самых разных модальностях. Один из классов зрительных иллюзий, выявленных с помощью установки, по предложению Жана Пиаже назван «эффектом Узнадзе».
Установка понималась Узнадзе не как частный описательный феномен, открытый немецким психологом Л.Ланге в 1888 году, а как концепт, выражающий целостное состояние готовности субъекта к осуществлению определенного поведения на основе ситуационных и мотивационных факторов, формирующийся на внесознательном уровне как функция деятельности субъекта, как целого. Таким образом, она выступает как на уровне автоматического поведения, так и на уровне объективации (вербальной, осмысленной установки).
Мы видим здесь принципиально новый стиль мышления, объединяющий установку Дмитрия Узнадзе, самоактуализацию Курта Гольдштейна, динамический оператор («потребное будущее») Н.А.Бернштейна, гематоэнцефалический барьер Л.С.Штерн и др.
Узнадзе аргументировал «ненужность понятия бессознательного»: «наиболее слабым пунктом учения о бессознательном, например у Фрейда, является утверждение, что разница между сознательными и бессознательными процессами, в основном, сводится к тому, что они… различаются лишь тем, что первый из них сопровождается сознанием, в то время как второй не сопровождается сознанием. Что же касается их самих, то внутренняя природа и структура их остаются в обоих случаях одинаковыми». Необходимо «освободить понятие бессознательного от обычного для сознательной жизни психического содержания, и найти для него иное содержание, которое не было бы радикально оторвано от связи с психикой… Понятие установки как раз и представляет собой концепт, который больше всего подходит для решения этой задачи».
Еще в своей «Общей психологии» (1940) Узнадзе привел данные относительно особенностей фиксированной установки при ее затухании, характерных для шизофрении, эпилепсии и истерии.
40 лет работе «Феноменология психотических переживаний» (1968) И.Т.Бжалава
Иосиф Теймуразович Бжалава (1904-1972) – выдающийся грузинский патопсихолог, доктор медицинских наук (1945), вклад которого в отечественную и мировую патопсихологию и психиатрию трудно переоценить. 29 лет возглавляя отдел патопсихологии Института психологии Грузинской академии наук, с момента его создания, Иосиф Теймуразович исследовал методом фиксированной установки, тщательно разработанным им для использования в клинической практике, широкий круг психических расстройств, что позволило существенно продвинуться в их диагностике и понимании лежащих за ними механизмов разного уровня. В 1945 году он публикует «Диагностическое значение фиксированной установки в случаях истерии и эпилепсии», в 1949 г. совместно с А.Р.Лурия – «Нарушения фиксированной установки при локальных поражениях мозга», в 1958 – «К психопатологии шизофрении», в 1959 – «К психопатологии инволюционной меланхолии», в 1960 – «Психопатология эпилепсии», в 1966 – «Невроз и установка» и, наконец, в 1968 – «Феноменология психотических переживаний». Широким общетеоретическим и междисциплинарным подходом характеризуются его работы «Психология установки и кибернетика» (1965) и «Мозг и установка» (1971).
Все эти работы, а для психиатрии прежде всего итоговая «Феноменология психотических переживаний», вскрыли с новой и фундаментальной стороны механизмы многих психических расстройств, углубив наше понимание их психотического уровня. В этом отношении работы Иосифа Теймуразовича продолжили линию не только Дмитрия Узнадзе. Оказалось, что идя принципиально новым экспериментальным путем метода фиксированной установки, обобщая его результаты в контексте концепции Дмитрия Узнадзе, Иосиф Тецмуразович пришел к понятиям и закономерностям, гомологичным тем, которые описал основоположник нейро- и патопсихологии Курт Гольдштейн. Так, «уровень актуальной установки с недоступностью уровня объективации» во многом совпадает с «конкретной установкой и недоступностью абстрактной установки» Курта Гольдштейна для психотических расстройств. А существо психических нарушений при психотическом тревожном синдроме – нарушение прогностической функции по К.Гольдштейну – проявляется в неспособности фиксировать установку, либо в совершенно особой вариабельно-лабильной установке. В своих собственных исследованиях психотического тревожного синдрома, используя набор других экспериментальных методов, в частности, исследуя способность преодолевать различные способы маскировки, я пришел к тем же результатам. Использовал я и метод фиксированной установки, которому меня обучал Иосиф Теймуразович. Щедрость, с которой он делился своими идеями, и любовь к предмету исследования отличают подлинную классику и, собственно, создают ее.
К 30-летию международного симпозиума «Бессознательное», Тбилиси, 1979
Парадоксально в отношении высказывания Дмитрия Узнадзе о ненужности понятия бессознательного и основательной аргументации претензии на эту роль установки в его понимании, именно в Тбилиси, в значительно мере усилиями его школы, его верных учеников, состоялся международный симпозиум «Бессознательное». Это можно было бы объяснить удобством того произвола в переходе границы психического и биологического, которому дает дорогу это понятие, начиная с чрезвычайного множества интерпретаций своего собственного содержания, включая традиционно фрейдовское, которое тоже выступало под маской установки. Это и то самое «бессознательное умозаключение» Г.Гельмгольца, которое употреблялось первоначально только в фигуральном смысле. Но движущей силой тогда был антидогматический пафос как таковой. Тбилиси 70-х годов отличался более свободной атмосферой, что проявилось и на проводившихся там социологических и социально-психологических симпозиумах и коллоквиумах. Как участник трех из них, могу засвидетельствовать, что никогда впоследствии мне не приходилось быть свидетелем такой раскованности, таких жарких споров, и это в тогдашних-то условиях. Симпозиум «Бессознательное» был вершиной достигнутой тогда научной свободы: здесь впервые прозвучал гром аплодисментов при имени Фрейда, до этого крамольного. Приехала Анна Фрейд, приехал Роман Якобсон… Устроители симпозиума Александр Северьянович Прангишвили (директор Института психологии Грузинской АН им. Узнадзе), Аполлинарий Епифанович Шерозия (Тбилисский университет) и Филипп Вениаминович Бассин (Институт неврологии АМН) сумели перевернуть страницу, казавшуюся неподъемной. Ученым секретарем симпозиума, непосредственным помощником Ф.В.Бассина был будущий (спустя 12 лет) вице-президент НПА России В.С.Ротенберг. Для нас, в 1960-1980 гг. труды школы Узнадзе были возможностью вырваться из идеологического догматизма «специфически советской психологии». Четыре огромных тома материалов этого симпозиума до сих пор – уникальное явление по богатству и разнообразию представленных материалов, их творческой проблематичности. Выдающуюся роль в этом сыграл до сих пор беспримерный полемист и глубокий теоретик Ф.В.Бассин, доведший до совершенства полемику, полноценно излагающую взгляды оппонентов без всяких упрощений и дающую таким образом свободу читателю, вместо привычного веления за ручку по единственно правильному пути. Концепция Дмитрия Узнадзе нашла в нем своего искреннего почитателя. Основа традиционных творческих связей наших стран лежит вне политики, а политиков можно только стыдиться.
Ю.С.Савенко