Реформа психиатрической помощи в Греции
Георгий Кристодулу*
* Президент Греческого исследовательского центра по психическому здоровью (Афины), президент Психиатрической ассоциации Восточной Европы и Балкан, председатель постоянного комитета по этике ВПА
Введение
Греция – страна, занимающая 132 тысячи кв. км и имеющая население около 11 миллионов человек. Большая часть населения (60%) проживает в городах. В Греции также около 1 млн. мигрантов, преимущественно из Албании, Болгарии, Польши, других балканских стран и стран Среднего Востока. Система социального страхования охватывает 100% населения в случае болезни и 95% случаев, связанных с инвалидностью и пенсиями по старости.
Последние 20 лет характеризуются впечатляющими изменениями в системе оказания психиатрической помощи. Эти изменения произошли благодаря финансированию Греческого Правительства и Европейского Союза и представляют определенный шаг вперед.
Целью настоящей статьи является показать масштаб позитивных изменений в системе психиатрической помощи, выявить негативные аспекты этих изменений и подчеркнуть необходимость дальнейшего движения вперед и, особенно, настойчивости и последовательности в проведении реформ. Я надеюсь, что анализ изменений, которые произошли в системе психиатрической помощи в Греции, поможет другим странам нашего региона, которые собираются реформировать свою систему помощи, оценить выигрыши и потенциальные риски этих изменений.
Что было раньше?
В начале 1980-х годов основу психиатрической помощи в Греции составляли 9 государственных и несколько частных психиатрических больниц (Christodoulou, 1970; Madianos, 1983; Stefanis et al, 1986). Психиатрическая помощь в сообществе была неразвита, и в общих больницах отсутствовали психиатрические отделения. Служба психического здоровья не отвечала потребностям населения (Madianos et al, 1993), и психиатрических пациентов воспринимали совершенно иначе, чем больных, страдающих соматическими заболеваниями. Эта нежелательная дихотомия способствовала развитию картезианского дуализма и стигматизации психиатрических пациентов.
Реформа психиатрической помощи
Реформа психиатрической помощи началась в 1983 году в контексте планирования новой национальной системы здравоохранения Греции. Закон 1397/83 обеспечил основу для децентрализации психиатрической службы (Sarantidis et al, 1992; Madianos et al, 1999a), а правительство Греции пересмотрело подходы к системе психиатрической помощи, что нашло свое отражение в пятилетнем плане развития. В ответ на просьбу правительства Греции о финансовой помощи, в 1984 году Европейский Союз принял Предписание 815/84, программа B, которое обеспечивало финансовую поддержку этих целей.
Стратегические цели пятилетнего плана (1984-89) фактически оставались актуальными до 1989, и даже до 1995, и состояли в децентрализации службы психического здоровья и развитии служб, ориентированных на сообщество, деинституционализации пациентов, долговременно находящихся на лечении, и улучшении условий в государственных психиатрических больницах, при этом особое внимание было уделено психиатрической больнице Leros (Bouras et al, 1992; Christodoulou et al, 1994, 1999; Zissi & Barry, 1997). В 1989 году Греческая психиатрическая ассоциация, в соответствии с оценкой специальной рабочей группы, подготовила доклад о положении в этой больнице (Hellenic Psychiatric Association, 1989) и передала министерству здравоохранения Греции свои рекомендации.
Одна из рекомендаций состояла в перемещении значительной части пациентов после соответствующей подготовки в общежития на материке. Министерство здравоохранения Греции, после консультаций с комитетом психического здоровья и при финансовой и технической поддержке Европейского Союза открыло в 1990 году на материке 12 общежитий и специальную службу приемных семей. Все это было инициировано и поддерживалось Греческим исследовательским центром психического здоровья (Kontaxakis et al 1994, Havaki-Kontaxaki et al 1994). В результате были выписаны многие из 1150 хронических пациентов этой больницы (Christodoulou et al, 1999). Особое значение имело учреждение общежития в сотрудничестве с Греческой православной церковью (Avgoustidis et al 1994), за которым последовало широкое сотрудничество Церкви и Греческой психиатрической ассоциации во многих образовательных проектах.
В 1997 году новая многоцелевая программа по завершению психиатрической реформы была направлена в Европейский Союз, и в 1998 году получила его одобрение. Основной целью программы была деинституционализация оставшихся 3000 хронических пациентов и параллельно - развитие 616 центров психического здоровья, служб по месту жительства и реабилитационных центров.
Таблица 1. Количество пациентов в государственных психиатрических больницах, 1984-2006 годы *
1984 | 1987 | 1990 | 1993 | 1996 | 2000 | 2004 | 2006 | % изменений 1984-2006 | |
Общее кол-во пациен-тов в ПБ | 7487 | 7370 | 6504 | 5770 | 4765 | 3315 | 2564 | 2022 | - 73.0 |
Кол-во па- циентов, на-находящихся в ПБ более 36 мес. | 5677 | 4925 | 4408 | 3747 | 3062 | 2922 | 1898 | 1091 | - 80.8 |
* (Madianos and Christodoulou, 2007)
Современное положение
Количество хронических пациентов, находящихся в государственных психиатрических больницах длительное время, уменьшилось с 1984 по 2006 год на 80.8%, а общее количество психиатрических коек сократилось на 73% (табл. 1).
В таблице 2 представлены тенденции сокращения количества психиатрических коек в восьми оставшихся психиатрических больницах в период 1984-2006 годы, а также показаны перспективы этого процесса до 2012 года.
С 1984 по 2003 год произошло также существенное уменьшение средней длительности пребывания пациентов в психиатрических больницах (на 78.5%). В течение этого периода отмечалось постепенное развитие различных видов психиатрической помощи в сообществе (Табл. 3).
Таблица 2. Количество коек в психиатрических больницах и планирование их закрытия, 1984-2012 *
Психиатрическая больница | 1984 | 2000 | 2004 | 2006 | 2012 |
Attica | 1950 | 831 | 640 | 728 | Будет закрыта |
Dromokaition | 880 | 555 | 419 | 493 | Будет закрыта |
Thessalonici | 1000 | 581 | 526 | 254 | Будет закрыта |
Petra Olympou | 500 | 260 | 51 | закрыта | |
Chania (Crete) | 416 | 250 | 167 | закрыта | |
Corfu | 416 | 280 | 120 | закрыта | |
Leros | 1905 | 538 | 495 | 469 | 130 |
Tripolis | 420 | 220 | 124 | 78 | Будет закрыта |
Всего | 7487 | 3515 | 2542 | 2022 | 130 |
* (Madianos and Christodoulou, 2007)
Многократно увеличилось количество вне-стационарных служб, включая центры психического здоровья по месту жительства, детские клиники и диспансеры. Также существенно возросло количество сотрудников, работающих во вне-стационарных учреждениях.
Однако количество мест в дневных стационарах на 1000 населения по-прежнему остается недостаточным по сравнению с обеспеченностью другими реабилитационными службами. В настоящее время правительство Греции приняло решение о выделении средств для открытия большего количества дневных стационаров.
Хотя большинство вне-стационарных служб действуют в Афинах и других больших городах, однако значительное количество таких учреждений было создано и в других регионах, практически по всей стране.
Таблица 3. Альтернативные службы психического здоровья: количество психиатрических коек в соматических больницах, вне-стационарные формы помощи, центры психосоциальной реабилитации, общежития, 1984-2006*
1984 | 1987 | 1990 | 1993 | 1996 | 1999 | 2006 | % измене- ний за 1984-2006 гг. | |
Кол-во психиатричес- ких коек в сомати-ческих больницах | 36 | 99 | 281 | 306 | 327 | 407 | 649 | +1694,5 |
Количество террито-риальных центров психического здоровья** | 7 | 15 | 19 | 23 | 33 | 41 | 45 [ Действуют 34 ] | +542,8 |
Количество детских консультативных клиник | 8 | 12 | 22 | 24 | 24 | 28 | 30 | +275,0 |
Количество амбулатор-ных отделений в соматических больницах | 20 | 38 | 43 | 51 | 56 | 56 | 70 | +250,0 |
Общее количество внестационарных служб | 35 | 65 | 84 | 98 | 113 | 125 | 145 | +314,3 |
Количество мест в дневных стационарах /центрах помощи | 55 | 295 | 258 | 381 | 369 | 390 | 941 | +1610,9 |
Количество мест в службах психосоциальной реабилитации | 195 | 315 | 779 | 1603 | 1643 | 1780 | 3080 | +1479,5 |
Количество коек в альтернативных службах по месту жительства | 15 | 25 | 359 | 540 | 1052 | 1962 | 4026 | +2674,0 |
* (Madianos and Christodoulou, 2007)
** В 15 территориальных центрах психического здоровья имеются также полипрофессиональные бригады, которые оказывают помощь детям и подросткам
Заключение
Очевидно, что в период с 1984 по 2006 годы в сфере психиатрической помощи произошли важные перемены, особенно в секторе государственных психиатрических больниц. Представленные выше данные дают количественное подтверждение прогресса в следующих направлениях:
s реформирование государственных психиатрических больниц с деинституционализацией хронических пациентов (Madianos et al, 1999b)
s децентрализация службы психического здоровья путем создания различных структур в сообществе, особенно общежитий для хронических пациентов, выписанных из больниц
(Zissi & Barry, 1997; Madianos, 2002).
Выполнение Предписания 815/84, программы B, в течение 1984-95 гг. и новая программа завершения реформирования психиатрической службы содействовали постепенной выписке тысяч психиатрических пациентов. В масштабах страны программа обеспечила возможность немедленной деинституционализации 889 пациентов путем перемещения их в 68 общежитий и приютов в течение 1999-2001 гг. Следует отметить, что в рамках этой программы в 1995 годы было открыто 264 различных службы в сообществе, что привело к существенному повороту ко вне-стационарной и реабилитационной помощи.
К 2006 году количество пациентов, находящихся на долговременном лечении упало до 1091 с 5677 в 1984 году. Понятно, что этим сотням выписанных пациентов потребуется дальнейшая реабилитация и интеграция в сообщество. Следует признать, что лишь небольшое количество пациентов, которые проходили профессиональный тренинг в рамках программы реабилитации, нашли работу, соответствующую приобретенным навыкам. Большинство пациентов по разным причинам так и не смогли найти работу, в том числе в связи с высоким уровнем безработицы, в частности в возрастной группе от 25 до 30 лет.
В заключение можно сказать, что закрытие государственных психиатрических больниц в течение 10 лет – политика, уже опробованная в других европейских странах (Thornicroft & Bebbington, 1989; Hall & Brockington, 1991), - кажется вполне реалистичной. Кроме того, закон № 2716/99 о секторизации психиатрической службы обеспечил правовую и административную основу для завершения психиатрической реформы.
Очевидно, что государственная психиатрическая служба Греции добилась значительных успехов в области деинституционализации, децентрализации и реабилитации психически больных. Показано, что осуществление программы психиатрической реформы (1984-2006), несмотря на отдельные недоразумения и трудности, оказало значительное положительное влияние на психическое здоровье населения. С другой стороны, еще многое нужно сделать в области развития первичной помощи, профилактики, интеграции медицинской и психиатрической службы, оценки качества вне-стационарных служб и качества жизни пациентов в этих учреждениях. Кроме того, существует большая потребность в укреплении психического здоровья, в осознании обществом важности проблемы психического здоровья. Отдельные усилия в этом направлении уже предприняты (например, деятельность Греческой психиатрической ассоциации и Афинский проект по укреплению психического здоровья, 2003), однако нужно сделать гораздо больше.
Другим важным аспектом реформы является постоянство финансирования служб, созданных в сообществе, как тех, которые уже существуют, так и тех, которые будут созданы. К сожалению, психическое здоровье продолжает оставаться бедным родственником в системе здравоохранения практически всех стран, и это содействует потенциональной угрозе «институционализации» психически больных в сообществе. Это наиболее серьезный побочный эффект деинституционализации. Поэтому, приступая к выполнению стратегии деинституционализации, чрезвычайно важно гарантировать бесперебойную моральную и финансовую поддержку службам в сообществе.
Перевод Л.Н.Виноградовой
Литература
Athens Mental Health Promotion Project (2003) WPA Sections Newsletter, issue 6, p. 4.
Avgoustidis A, Kontaxakis V, Christodoulou GN Boarding house of Levadia: a model proposal. In: Christodoulou GN, Kontaxakis BJ. Themes in Preventive Psychiatry, Centre for Mental Health, Athens, 1994, p. 589-595
Bouras, N., Webb, Y., Clifford, P., et al (1992) A needs survey among patients in Leros asylum. British Journal of Psychiatry, 161, 75-79.
Christodoulou, G. N. (1970) Psychiatry in Greece. International Journal of Social Psychiatry, 16, 314-316
Christodoulou, G. N., Kontaxakis, V. P., Havaki-Kontaxaki, B. J., et al (1994) Leros deinstitutionalization program: psychopathological parameters in sheltered care residents. In Topics in Preventive Psychiatry (eds G.N. Christodoulou & V.P. Kontaxakis), pp. 116-124. Karger, Basel
Christodoulou, G. N., Kontaxakis, V. P., Havaki-Kontaxaki, B. J., et al (1999) From the Leros asylum to sheltered housing in the community. In Issues in Preventive Psychiatry (eds G.N. Christodoulou, D. Lecic-Tosevski & V. P. Kontaxakis), pp. 83-89. Karger, Basel
Hall, P. & Brockington, I. F. (eds) (1991) The Closure of Mental Hospitals. Gaskell, U.K.
Havaki-Kontaxaki B, Kontaxakis V, Skoubourdis T, Christodoulou GN. The institution of foster family care for chronic psychiatric patients: Assumptions and problems. In: Christodoulou GN, Kontaxakis BJ. Themes in Preventive Psychiatry, Centre for Mental Health, Athens, 1994, p. 603-609.
Hellenic Psychiatric Association (1989) Report on the issue of Leros. Psychiatriki,1, 183-189.
Kontaxakis VP, Christodoulou GN, Havaki-Kontaxaki BJ, Maniadakis G, Aygoustidis A, Kontopoulou E, Michael M, Theologou A. Leros Psychiatric Hospital deinstitutionalization program: Social and functional parameters. In: Christodoulou GN, Kontaxakis BJ. Themes of Preventive Psychiatry, Centre for Mental Health, Athens, 1994, p. 581-588.
Madianos, M. (1983) Mental illness and mental health care in Greece. Public Health Reviews, 11, 73-93.
Madianos, M. (2002) Deinstitutionalization and the closure of public mental hospitals. International Journal of Mental Health, 31, 66-75
Madianos, M., Madianou, D. & Stefanis, C. (1993) Help-seeking behavior of psychiatric disorders form physicians and psychiatrists in Greece. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 28, 285-291.
Madianos, M., Tsiantis, C. & Zacharakis, C. (1999a) Changing patterns of mental health care in Greece (1984-1996). European Psychiatry, 14, 462
Madianos, M., Zacharakis, C., Tsitsa, C., et al (1999b) Geographical variation in mental health hospital discharges in Greece and socio-economic correlates: a nationwide study (1978-1993). Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, 34, 477-483.
Madianos, M. & Christodoulou G. (2007) Reform of the mental health care system in Greece, (1984-2006). Special Paper, International Psychiatry, 4, 16-19.
Sarantidis, D., Kladouchos, V., Tripodianakis, J., et al (1992) The reform of Psychiatric care in Greece. European Psychiatry, 7, 251-257.
Stefanis, C., Madianos, M. & Gittelman, M. (1986) Recent developments in the care, treatment, and rehabilitation of the chronic mentally ill in Greece. Hospital and Community Psychiatry, 37, 1041-1044.
Thornicroft, G. & Bebbington, P. (1989) Deinstitutionalization – from hospital closure to service development. British Journal of Psychiatry, 155, 739-753.
Zissi, A. & Barry, M. (1997) From Leros asylum to community-based facilities: levels of functioning and quality of life among hostel residents in Greece. International Journal of Social Psychiatry, 43, 104-108.