Патологические метаморфозы «Я» и кризисы развития личности
С.С.Худоян (Ереван, Армения)
Худоян Самвел Суренович – кандидат психологических наук, доцент, кафедр психологии Ереванского госуниверситета и Армянского гос. педагогического университета им. Х.Абовяна
Худоян Самвел Суренович – кандидат психологических наук, доцент, кафедр психологии Ереванского госуниверситета и Армянского гос. педагогического университета им. Х.Абовяна
Связь возрастных кризисов и психических расстройств замечена давно, однако особенности этой связи мало изучены как в психиатрии, так и в психологии. Обычно в литературе просто отмечается, что в критические периоды учащаются или обостряются психические заболевания, что некоторые психические нарушения напоминают обостренный вариант кризисных симптомов (5), что возрастные кризисы могут иметь психопатологические проявления (6). Однако эти факты дают основание предположить, что существуют также и содержательные связи между кризисами развития и некоторыми психическими расстройствами. Изучение этих связей может значительно обогатить представления, как о кризисах, так и о психопатологических феноменах. В данном исследовании мы попытаемся проанализировать связь кризисов развития с патологическими метаморфозами «Я». Под понятием «Патологические метаморфозы» имеем в виду те расстройства самосознания, при которых больные воспринимают себя другим человеком, животным или неодушевленным предметом. С психологической точки зрения при этих расстройствах происходит неадекватная идентификация или категоризация собственного «Я». Как отмечает И.С.Кон, понятие идентичности означает не тождество субъекта с самим собой, а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.д.) (1). Осознавая себя, человек не только выделяет, дифференцирует свое «Я», от «не – Я», но также и делает обобщение, категоризацию, как бы отвечает на вопрос «Кто Я». На основе категоризации формируется Я – концепция – система тех категорий, в которые включает себя субъект. В этой системе условно можно выделить две основные категориальные подсистемы – ролевые и категории, описывающие качества личности (высокий, сильный, умный, волевой, дружелюбный, богатый и т.п.). В ролевой подсистеме можно выделить видовые (человек, животное), возрастные (ребенок, взрослый, старик), полуролевые (мужчина, женщина) и социально-ролевые категории (семейные, профессиональные роли и др.). В норме категоризация бывает более или менее адекватной, т.е. человек воспринимает себя тем, кем он на самом деле есть, за кого его принимают другие люди. Этим и обеспечивается нормальное функционирование субъекта в обществе. А при патологии, категоризация собственного «Я» может быть неадекватной, человек как бы не воспринимает или не хочет воспринимать или отказывается себя тем, кем он объективно является, и входит в несоответствующую его личности роль («Я – животное», «Я – Наполеон»). В психиатрии такие метаморфозы обычно рассматриваются в рамках бредовых расстройств (бред метаморфозы, величия), а также расстройств полового самосознания.
При синдроме множественных личностей также происходит перевоплощение в другую личность, однако в основе этой патологии, на наш взгляд, лежат совершенно другие психологические механизмы: в этих случаях отсутствует акт самокатегоризации, перед человеком не стоит вопрос о самоидентификации, просто в теле больного, на уровне подсознания, как бы «сосуществуют» разные личности, которые становятся ведущими в различные временные периоды. По всей вероятности самокатегоризация не происходит также при возрастных метаморфозах «Я» у больных со старческой деменцией. В этих случаях больной перемещается в прошлое вследствие амнезии настоящего.
Таким образом, нас интересуют те расстройства самосознания, при которых человек делает неадекватную категоризацию собственного «Я», перевоплощаясь в образ другого существа – неодушевленного предмета, животного, в человека противоположного пола или же в известного человека той или иной сферы социальной активности (полководцы, видные политические деятели, религиозные реформаторы и другие). Эти больные часто пытаются доказывать, уговаривать других поверить и принимать их в этой роли, что, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии полной уверенности относительно образа собственного «Я». Например, у Г.Е.Сухаревой представлен следующий клинический случай: «Мальчик убежден, что он кошка, требует, чтобы ему привязали хвостик, называли киской. Когда ему отказывают, волнуется, плачет: «Они думают, что я мальчик, а я – киска» (8, с. 200). В другом случае, больной заходя в кабинет психолога, сразу объявляет, что является послом США в Армении, а когда его спрашивают, почему он обратился к психологу, смущается и объявляет, что «…обратился, потому что является послом» (из нашей клинической практики).
Патологическое перевоплощение в образ другого, с психологической точки зрения предполагает также и другой процесс – отказ от собственного «Я». Если в норме человек может считать себя хорошим или плохим, то при патологическом перевоплощении он просто отрицает свое «Я», по терминологии Г.Салливана персонифицируется в не-я (9). При этом больные отрицают свое «Я» в качестве субъекта определенных активностей – видовой, половой и «профессиональной» (это понятие мы употребляем условно, имея в виду то, что при бреде величия, человек перевоплощается в профессиональные роли – полководца, политического деятеля, ученого и т.п.) и этот феномен имеет свои возрастные особенности. Например, перевоплощение в животное, в неодушевленный предмет более типично для детского возраста, сензитивным для расстройств полового самосознания является подростковый и юношеский возраст, а перевоплощения в образ выдающихся личностей обычно происходят после 20, 25 лет. В связи с этим встает вопрос – почему патологические перевоплощения происходят именно в этих сферах и в определенные возрастные периоды? Естественно, что ответ на этот вопрос необходимо искать в возрастной психологии. Например, общепринято, что расстройства половой идентичности начинают проявляться в подростковом возрасте, так как половое самосознание окончательно формируется именно в этом периоде. Две другие формы перевоплощений (видовые и «профессиональные») обычно не рассматриваются с возрастной – психологической точки зрения и не связываются с перестройками самосознания. Однако наши исследования показали, что и эти расстройства обусловлены возрастными закономерностями, в частности теми кризисами, которые сопровождаются перестройками самосознания (10). Для пояснения сказанного, вкратце представим теоретические представления, лежащие в основе этих исследований. В первую очередь, они основаны на предложенной нами возрастной периодизации, в которой каждый этап развития рассматривается как процесс разрешения определенной «био-психо-социальной» проблемы (имеется в виду, что проблема развития актуализируется и решается на всех трех уровнях). Под понятием «проблема развития», мы понимаем генетически заданную, отраженную на психологическом и социальном уровне, данную в определенных условиях развития «цель», конечный результат, на достижение которой направлен процесс онтогенеза на конкретном возрастном этапе. При этом мы не рассматриваем проблемы развития как субъективные феномены, в основе которых лежат сознательные цели. Они существуют объективно и отражают естественные «цели» развития, сформированные в процессе эволюции. Здесь мы основываемся на широко распространенном в биологических науках «целевом» или «телеономическим» подходе, согласно которому биологическим системам свойственна естественная целенаправленность или целесообразность, в которых отсутствует акт субъективного, сознательного целеполагания, а сама «цель» (конечное состояние, результат, на который направлен процесс) формируется на основе объективных, природных закономерностей (4). В то же время, естественные «цели» развития могут отражаться также на психологическом и социальном уровне (например, в желаниях субъекта или требованиях общества) и превращаться в субъективные, сознательные феномены. Именно эти естественные «цели» отражают смысл и основное направление процесса развития, определяют особенности новообразований на каждом возрастном этапе. При этом новообразования каждого возрастного периода мы рассматриваем как «шаги» на пути к решению исходной проблемы развития. Например, такие видовые новообразования детского возраста, как речь, мышление, прямохождение и др. можно рассматривать как шаги на пути формирования субъекта видовой активности – исходной проблемы данного этапа развития.
На основе анализа функционального значения системы новообразований основных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных этапа, направленных на их разрешение. Первой проблемой развития мы считаем формирование субъекта видовой активности (с эмбрионального периода до 7-8 лет). Фактически, с начала зачатия до начала этапа полового созревания все основные биологические (имеем в виду новообразования эмбрионального периода), психические и социальные новообразования являются видовыми свойствами (прямохождение, речь, мышление, сознание и т.п.), следовательно, «целью» процесса развития на этом этапе является формирование субъекта видовой активности, т.е. человека. Второй проблемой, которая разрешается на втором этапе развития (8, 9 – 18, 20 лет), является формирование субъекта половой активности (с этим процессом связаны основные новообразования этого возраста). Примерно в 20 лет заканчивается процесс формирования субъекта половой активности, т.е. юноша, как в биологическом, так и в психологическом и социальном смыслах становиться половозрелым. Именно с этого периода, на наш взгляд, начинается актуализация третьей проблемы развития, которую можно определить как формирование субъекта социальной активности, т.е. субъекта семейной и трудовой активности. Этот этап развития охватывает период с 22 до 35, 45 лет. И, наконец, последнюю проблему, и этап развития (с 40, 45 лет до конца жизни) мы охарактеризовали как самоисчерпание. Реализуя себя как субъекта половой, семейной и трудовой активности, человек исчерпывает себя.
Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах – спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит, в основном, по биологическим и социальным программам. На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, не актуальна для субъекта, он не воспринимает себя ее носителем и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее разрешения. Однако, в определенный период каждого возрастного этапа, человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя, как субъекта этого процесса, а решение проблемы развития осуществляется, в основном, на сознательном уровне. На каждом возрастном этапе можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды считаются критическими и сопровождаются перестройками самосознания, системы «Я» (например, кризисы трех лет, подросткового возраста и др.). При этом каждая перестройка самосознания имеет свое категориальное содержание, т.е. человек начинает осознавать (тем самым и категоризировать) себя в качестве субъекта определенной активности. Так, первая перестройка (скорее пробуждение), как известно, происходит в дошкольном возрасте, около трех лет. Как показали наши исследования (10), в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя, как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание, носящее диффузный характер, не имеющее четких дифференциаций, например, половой сферы, социальных ролей.
Вторая перестройка самосознания происходит в подростковом возрасте, в 11-15 лет. В рамках диффузного видового самосознания дифференцируется половой аспект, подросток начинает воспринимать, осознавать себя в качестве субъекта половой активности.
Согласно некоторым авторам в период от 25-30 лет происходит новое, третье рождение «Я» (3). Иными словами самосознание перестраивается – человек начинает осознавать и оценивать себя, как субъекта социальной, т.е. семейной и трудовой активности (10).
Приблизительно во второй половине шестого десятилетия, согласно нашей гипотезе, происходит новая перестройка самосознания – человек начинает осознавать себя смертным. Насколько нам известно, идея о перестройке самосознания в позднем возрасте в психологии развития не рассматривалась. Однако в литературе можно встретить немало фактов, идей и эмпирических исследований, свидетельствующих о качественных изменениях самосознания в позднем возрасте, и о том, что эти изменения связаны с осознанием себя смертным (11 и др). Так, С.Маккарти находит, что после 55 лет идея смерти начинает осознаваться, и объясняет это следующим образом: «Возрастающий спад физических сил, жизненной энергии, полового потенциала, а также потеря любимых людей и товарищей, выход на пенсию…заставляют человека думать, что час смерти приближается» (11, с. 12).
Одним из основных характеристик перестроек самосознания является то, что человек в эти периоды находится в неопределенности относительно собственного «Я». С одной стороны он хочет понять, что из себя представляет роль, которая приписывается ему обществом и в которую он хочет и должен воплотиться. С другой – он желает выяснить, что он представляет собой в качестве исполнителя этой роли, с кем он должен идентифицировать себя, с кого брать пример, чтобы научиться успешно играть эту роль. В то же время он пытается активно самоутвердиться в этой роли. В результате этих поисков формируется концепция собственного «Я» как субъекта данной активности. Используя модель Г.Салливана, можно сказать, что эта концепция может быть положительной («Я хороший»), отрицательной («Я плохой») и отвергающей (не-я). Именно в последнем случае, на наш взгляд, человек делает неадекватную категоризацию, входит в противоположный своему «Я» образ. Естественно, что в этом образе общество не может воспринимать его, а он не может воспринимать его, а он не может функционировать, что на наш взгляд и определяет бредовость такой концепции и неадекватность поведения. Что касается тех случаев, когда неадекватные перевоплощения не считаются бредовыми (например, при расстройствах полового самосознания или же в тех случаях, когда человек объявляет себя богом и создает секты), то это случается тогда, когда находятся люди (при расстройствах полового самосознания фактически все общество), которые в той или иной степени принимают неадекватные концепции и поведение перевоплотившейся личности. По этому поводу Р.Ленг, ссылаясь на К.Юнга, пишет: «…шизофреник перестает быть шизофреником, когда встречает кого-то, кто, как он чувствует, его понял. Если подобное случается, то большинство нелепостей, которые рассматриваются как «признаки болезни», просто исчезают» (2, с. 246).
Таким образом, согласно нашей гипотезе, патологические метаморфозы «Я», являются одним из вариантов разрешения тех кризисов развития, при которых перестраивается самосознание и формируется концепция собственного «Я» как субъекта определенной активности: видовой, половой и социальной (в позднем возрасте мы не смогли найти случаев патологического метаморфоза, однако те случаи, когда больные отвергают свое актуальное «Я» и начинают воспринимать себя в качестве субъекта более молодого возраста, на наш взгляд, можно рассматривать не только с точки зрения амнезии настоящего, но и отказа принятия собственного «Я» как смертного). В основе метаморфозы лежит механизм не принятия, отвержения или отрицания (согласно психоаналитическим воззрениям это психотические формы защиты) того образа себя, которое приписывается ему обществом, кем он объективно является, и вхождение в желаемый, приемлемый для себя образ. В.М.Руднев считает, что в основе перевоплощения лежит защитный механизм экстраективной идентификации. При этом, суть экстраекции состоит в том, что внутренние психологические содержания переживаются субъектом как внешние, объективные явления (7). Согласно автору «…когда психотик отождествляет себя с разными персонажами, то его отличие от нормального человека не в том, что нормальный человек не может отождествлять себя с разными персонажами, но в том, что психотик не понимает разницы между метафорическим (интенсиональным) и буквальным (экстенсиональным) отождествлением» (7, с. 216). Добавим также, что при нормальном отождествлении человек делает отождествляемое частью своего «Я», а не своим «Я» и это, на наш взгляд, обусловлено тем, что он принимает, не отвергает себя как субъекта определенной активности.
Завершая эту статью, отметим, что из вышеизложенного не вытекает, что кризисы развития и вообще возрастные феномены являются причиной патологии (скорее они определяют некоторые содержательные стороны психопатологических симптомов). Перестройки самосознания - нормальные явления, которые, однако, создают благоприятную почву для изменения направления развития, в том числе и в сторону патологии.
Литература
Кон И.С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал. 1981. Т.2. № 3. С. 25-37.
Лейнг Р. Разделенное Я, Киев, изд. «Port-Royal», 1995.
Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд. МГУ, 1981.
Нигматуллин Ч.М. Целеполагание основных биологических систем: организм, популяция, сообщества и биосфера //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Биология. Вып. 1 (9), 2005. Н.Новгород: ННГУ. С. 142-153.
Пантелеева Г.П., Цуцульковская М.Я., Беляев Б.С. Гебоидная шизофрения. М: Медицина, 1986.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994.
Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М.: «Класс», 2002.
Сухарева Г.Е., Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. М.: СПб., 1999.
Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: Зангак-97, 2004 (на арм. языке).
McCarthy S.Death anxiety. N.Y.Gardner press, 1980.