<<

4. Ограничения годности к военной службе

Каков порядок прохождения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования и обследования для определения годности гражданина к военной службе? Является ли прохождение такого освидетельствования обязанностью гражданина?

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы (ВС) и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к ВС и досрочное увольнение с ВС на основании заключения военно-врачебной комиссии (ст. 25 Основ).

Основания и порядок амбулаторного и стационарного освидетельствования и обследования при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется Законом о психиатрической помощи и законодательством о военной службе.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» медицинское освидетельствование является составной частью обязательной подготовки гражданина к ВС. В свою очередь, обязательная подготовка граждан к ВС наряду с воинским учетом, призывом на ВС и ее прохождением образует понятие воинской обязанности (ст. 1). Призыв на ВС включает также явку на медосвидетельствование (п. 1 ст. 26), которая является обязанностью гражданина, подлежащего призыву (п. 3 ст. 31). Следовательно, неявка гражданина без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на ВС, в т.ч. медосвидетельствование или обследование, считается уклонением гражданина от воинской обязанности, предусмотренной Конституцией РФ, и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 31).

Граждане при постановке на воинский учет [ См.: Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (Российская газета, 2006, 6 декабря) ], призыве [ См.: Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 (Российская газета, 2006, 17 ноября). В указанном нормативном акте медицинское освидетельствование призывников указывается не иначе как «обязательное медицинское освидетельствование». ] или поступлении на ВС по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы [ См.: Положение о проведении военных сборов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006, №333 (Российская газета, 2006, 9 июня) ], а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к ВС по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медосвидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (п. 1 ст. 51 Федерального закона).

По результатам медосвидетельствования врачи дают заключение о годности гражданина к ВС по следующим категориям:

А – годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В – ограниченно годен к военной службе;

Г – временно не годен к военной службе;

Д – не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медосвидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 [ СЗ РФ, 2003, № 10, ст. 902; 2004, № 4, ст. 279; 2005, № 2, ст. 152, № 19, ст. 1815 ]. Порядок применения указанного Положения в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях и органах, требования к состоянию здоровья, порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебных комиссий (ВВК) определен соответствующими федеральными органами исполнительной власти [ См.: 1) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденная приказом Минобороны России от 20 августа 2003 г. № 200 (Российская газета, 2003, 2 октября; 2004, 31 августа);2) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 14 июля 2004 г. № 440 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 31 и 32);3) Инструкция о военно-врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, утвержденная приказом ФСБ России от 29 июня 2004 г. № 457 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 35);4) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом ФСКН России от 13 апреля 2004, № 115 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 25);5) Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 4 июня 2003 г. № 620 (Российская газета, 2003, 5 августа) ].

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к ВС по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 51 Федерального закона) на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара. По завершении медобследования гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

При постановке на воинский учет гражданин в случае необходимости может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

На граждан, проходящих освидетельствование психиатром в процессе медосвидетельствования, амбулаторного или стационарного обследования на предмет определения годности к ВС, распространяются нормы Закона о психиатрической помощи, в частности, об информированном согласии на осмотр, освидетельствование, амбулаторное обследование, госпитализацию и лечение. Эти граждане пользуются всеми правами пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, имеют право на сохранение врачебной тайны и др. Статьи 24 и 29 Закона о психиатрической помощи о недобровольном психиатрическом освидетельствовании и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар к этим гражданам (в случае их уклонения от прохождения освидетельствования, обследования или лечения) не применимы, поскольку исполнение воинской обязанности не является основанием для недобровольных мер медицинского характера.

Медосвидетельствование предполагает изучение и оценку состояния здоровья и физического развития гражданина. Заключение ВВК о состоянии здоровья, категории годности к ВС (службе в органах), о годности к обучению (службе) по отдельным военно-учебным специальностям выносится большинством голосов присутствующих на заседании членов ВВК в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан.

Заключение ВВК обязательно для исполнения должностными лицами на территории РФ. Оно действительно в течение года с момента медосвидетельствования, если иное не определено в этом заключении.

Если в состоянии здоровья освидетельствованного произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения ВВК, проводится повторное медосвидетельствование, после которого ранее вынесенное заключение ВВК становится недействительным.

Непосредственно перед направлением к месту ВС граждане проходят медосмотр, в т.ч. с участием психиатра, в целях исключения призыва на ВС граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта РФ организует также контрольное медосвидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья (такое освидетельствование может проводиться заочно путем изучения личных дел и меддокументов этих граждан), и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к ВС по результатам медосвидетельствования. В случае выявления у гражданина при медосмотре или при контрольном медосвидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к ВС, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение нижестоящей призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Какие требования к состоянию психического здоровья граждан установлены Положением о военно-врачебной экспертизе?

В статьях 14-20 Расписания болезней, содержащегося в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, установлен перечень психических расстройств: статья 14 предусматривает органические психические расстройства, статья 15 – эндогенные психозы, статья 16 - симптоматические и другие психические расстройства экзогенной этиологии, статья 17 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, статья 18 – расстройства личности, статья 19 – психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ и статья 20 – умственную отсталость.

Каждая из статей ранжирована по степени нарушения функций, по категориям граждан, подлежащих освидетельствованию, (графы I-IV) и по категориям годности к ВС (с А по Д). В каждом случае специально регламентируется вопрос о необходимости прохождения перед освидетельствованием стационарного (амбулаторного) обследования.

Вправе ли военно-врачебные комиссии запрашивать у медицинских организаций сведения о гражданах, состоящих под наблюдением по поводу психических расстройств?

Таким правом в целях проведения военно-врачебной экспертизы наделены не только ВВК, но и военкоматы, а также кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена ВС.

Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны по запросу указанных органов сообщать в 2-недельный срок диагноз и дату постановки лица под наблюдение, а также представлять амбулаторные карты больных и при необходимости другие меддокументы (медкарты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.).

Возможно ли обжаловать заключение

Заключение ВВК может быть обжаловано в вышестоящую ВВК или в суд самим гражданином или его законным представителем.

По решению вышестоящей ВВК гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медосвидетельствование.

Вправе ли гражданин на производство независимой военно-врачебной экспертизы?

При несогласии гражданина с заключением ВВК по его заявлению производится независимая военно-врачебная экспертиза (ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 51, ст. 53 Основ).

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших военно-врачебную экспертизу (ВВЭ), а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результате независимой экспертизы.

При производстве независимой ВВЭ гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению ВВЭ выносится судом.

Независимая ВВЭ – это один из двух предусмотренных Основами видов независимой медицинской экспертизы (такая экспертиза может производиться также при несогласии гражданина с заключением патолого-анатомического вскрытия). В силу того, что ВВЭ проводится с участием психиатра, заключение которого оспаривается гражданином, речь в данном случае может идти по-существу о независимой психиатрической экспертизе в рамках ВВЭ.

Порядок производства такой экспертизы до сих пор не определен, что, безусловно, негативно сказывается на возможности реализации гражданами принадлежащих им прав. Разработка и утверждение положения о независимой медицинской экспертизе является обязанностью Правительства России, которое проявляет в этом вопросе бездействие.

Какая ответственность предусмотрена за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования?

За совершение этих действий предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ½ до 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.6 КоАП РФ).

Наказание следует при условии, если на такое медосвидетельствование (обследование) у гражданина имелось направление комиссии по постановке на воинский учет или призывной комиссии.

>>