Кровные враги

«Квартирный вопрос» продолжает портить москвичей. В яростной борьбе за жилплощадь распадаются семьи, самые близкие люди становятся кровными врагами. На вопросы «кто виноват?» и «что делать?» ответы находятся быстро и просто: виноваты те, кто занимают вожделенные квадратные метры , и в борьбе с ними все средства хороши. Одной из жертв семейных войн за квартиру стала Зинаида Чистова. Её муж и сын решили избавиться от пожилой женщины, добившись её госпитализации в психиатрическую клинику. Специалисты НПА пришли на помощь З.Чистовой.

С детских лет Зинаида Чистова была активной, энергичной, занималась академической греблей, став мастером спорта и чемпионкой СССР. Сорок лет она проработала в крупном московском торговом центре: прошла путь от продавца до руководителя. Вышла замуж, появились сын и дочь. Со временем дети обзавелись собственными семьями и жили отдельно, а Зинаида вместе с мужем осталась в трёхкомнатной кооперативной квартире. Взрослые дети уже не требовали заботы, но З.Чистовой приходилось ухаживать за престарелой больной матерью. Да и собственное здоровье пошаливало: много лет Зинаида наблюдалась в поликлинике по месту жительства (гипертония), получила инвалидность второй группы по сердечно-сосудистому заболеванию.

Зинаида буквально разрывалась между двумя домами: собственным и квартирой больной матери. В 2005 году по просьбе матери она зарегистрировалась на её жилплощади. В это время сын Зинаиды ушёл от жены и переехал к родителям. С этого и начались неприятности в семье: З.Чистова предложила мужу и сыну оплачивать коммунальные услуги, но мужчины отказались. Они начали пить, и на это «развлечение» уходили почти все их деньги. Пьяные скандалы становились всё яростнее, доходило до рукоприкладства. Женщина вызывала милицию, стражи порядка исправно составляли протоколы об административных правонарушениях, и… всё шло по-прежнему.

Между тем, долги за оплату кооперативной квартиры Чистовых росли как снежный ком. В 2008 году Зинаида получила уведомление, что в случае дальнейшего игнорирования обязанностей добросовестного плательщика семья останется без жилья. Чистова оплатила свою часть долга и подала в суд заявление на раздел жилплощади. Однако муж Зинаиды игнорировал судебные заседания, а сын стал угрожать матери психиатрической лечебницей. И это были не пустые слова…

В апреле 2008 года в доме Чистовых появился участковый врач-психиатр. Зинаиде он не представился, не объяснил, что проводит её психиатрическое освидетельствование, и вообще не удосужился привести какие-либо основания для своего визита. Месяц спустя, накануне очередного судебного заседания по разделу жилплощади, врач появился снова и после краткого разговора с «пациенткой» оставил сыну Чистовой путёвку для её недобровольной госпитализации в ПНД. О том, что «за ней придут» Зинаида и помыслить не могла, так как эскулап не счёл нужным известить женщину об ёе госпитализации. Машина перевозки приехала ночью, для Чистовой это стало шоком. У неё резко подскочило давление, и врачам ПНД пришлось заниматься не психикой пациентки, а преодолением последствий гипертонического криза. До психотропной помощи дело так и не дошло.

На следующее утро с предварительным диагнозом бредовый (паранойяльный) синдром Зинаида была направлена в психиатрическую больницу. Врачебная комиссия с немалым, надо полагать, удивлением изучила путёвку ПНД, в котором говорилось, что хрупкая пожилая женщина, страдающая гипертонией и атеросклерозом, в приступе немотивированной агрессии «избила сына молотком» и натворила немало других противоправных деяний. Между тем, комиссия не нашла у пациентки никаких психических расстройств, требующих лечения у психиатра, и выписала её с диагнозом органическое эмоционально-лабильное расстройство в связи с сосудистым заболеванием головного мозга под наблюдение терапевта и невролога.

Специалисты НПА своим заключением подтвердили отсутствие у Чистовой психических расстройств. Её госпитализация была необоснованной, поскольку состояние пациентки не соответствовало ни одному из критериев недобровольной психиатрической госпитализации, предусмотренных ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». З.Чистова понимает значение своих действий и может защищать свои права и интересы в суде.

Между тем, судебная тяжба о разделе имущества продолжается до сих пор. Муж и сын Зинаиды, а также их адвокат, игнорируя очевидные факты, продолжают делать громкие заявления в суде о «психической болезни» Чистовой. Недавно женщине пришлось пройти очередную стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в больнице им. Алексеева. Врачебная комиссия констатировала: «По своему психическому состоянию в применении каких-либо мер медицинского характера З.Чистова не нуждается. Данные, сообщённые Г.Чистовым (сыном Зинаиды – Д.К.) о наличии у З.Чистовой грубой психопатологической симптоматики в виде бреда, галлюцинаций… не подтверждаются, они носят надуманный характер».

 

Точка в «деле Чистовой» всё ещё не поставлена: женщина продолжает бороться за справедливый раздел имущества и свою репутацию. Специалисты НПА консультируют З.Чистову и по-прежнему готовы отстаивать её интересы.