Открытое письмо редакции газеты «Троицкий вариант»
Во втором выпуске газеты ученых «Троицкий вариант» опубликован обширный текст, представляющий, независимо от объекта критики, скрытую рекламу людей, организаций и публикаций и постановлений, не имеющих с наукой ничего общего. Атака, начавшаяся с «тоталитарных сект», распространяется теперь и на нерелигиозные организации, психологические тренинги и может стать безграничной
Первые выпуски Вашего издания настолько порадовали, что я поместил в «Независимом психиатрическом журнале», отмечающем в этом году свое 20-летие, рекомендацию нашим читателям оформить подписку на Вашу газету.
Однако во втором ее выпуске за этот год я обнаружил обширный текст, который не прошел элементарной научной проверки. Это открытое письмо Константину Эрнсту. В нем во внешне привлекательном полемическом стиле придается благопристойная форма воинствующей политизированной псевдонаучности. Это касается буквально всех упоминаемых в тексте персоналий.
НПА России, представляющая с 1989 года нашу страну во Всемирной психиатрической ассоциации, тесно сотрудничающая с правозащитными организациями, приняла участие во многих судебных процессах против религиозных организаций за – якобы – принесение грубого вреда психическому здоровью. Волна этих процессов прокатилась, начиная с 1995 года, по всей стране от Санкт-Петербурга и Москвы до Магадана. Их история освещалась на страницах нашего журнала.
«Обоснованием» этих процессов послужило совместное инструктивное письмо Минздрава и МВД, разосланное в прокуратуры и ректорам учебных заведений страны, дублирующее текст, который к этому времени был дезавуирован, как не выдерживающий научной критики, обеими всероссийскими психиатрическими организациями – Российским обществом психиатров и НПА России.
Во всех проводившихся нами конкретных исследованиях никакого «разрушительного влияния на психику и здоровье», никакой «деформации личности» мы не обнаружили, а самоубийств и разводов было значительно меньше чем в общей популяции.
Громкий ажиотаж вокруг этой темы в США за 15-20 лет до аналогичного в России, в 70-80 годах закончился запретом Верховным Судом США по представлению Американской психологической и Американской социологической ассоциаций выступать в судах лидерам «депрограмматоров». Идея «программирования сознания», приписываемая ими новым религиозным организациям, оказалась их собственной практикой: они похищали молодых людей, ушедших в эти организации, и подвергали их специальной технологии депрограммирования.
В нашей стране сходные центры были созданы А.Л.Дворкиным при Московской Патриархии и в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского во главе с проф. Ф.В.Кондратьевым. Православная церковь, лишенная в период советской власти кадров и не имеющая опыта миссионерской деятельности, перед лицом наплыва протестантских и других проповедников, прибегла к помощи государственной власти. Последняя использовала грубые технологии подавления.
Наши усилия, выступления и семинары в сотрудничестве с ведущими религиоведами, проф. А.Зубовым, Б.Фаликовым, проф. И.Кантеревым и др., привели только к словесному камуфляжу: вместо «грубого вреда здоровью» начали говорить о «незаконном использовании гипноза», потом о «внушающем действии» и, наконец, о «незаметном воздействии на подсознательном уровне» даже одних только текстов. Эти обвинения распространились и на некоторые общественные организации, в том числе ведущие антиалкогольную пропаганду. А вместо «тоталитарных сект» начали говорить о «деструктивных культах». Надо ли объяснять, что такой лексикой можно делать что угодно. Мощный государственный протекционизм сделал свое дело. Были изданы большим тиражом книги депрограмматоров, проведены широковещательные конференции, несколько известных психиатров написали требующиеся статьи и т.п. Многие религиозные организации были запрещены, живое разнообразие религиозной жизни загнано в подполье, причем преследования коснулись не только новых религиозных организаций, но и традиционных, например, полуторастолетнюю церковь «Свидетели Иеговы», прошедшую гитлеровские и сталинские концлагеря. Предлогом послужил ее запрет своим членам переливания крови, вопреки тому, что ведущий гематолог страны акад. А.И.Воробьев признал рациональность такого запрета.
Апофеозом стала смена состава Экспертного совета по вопросам религии при Минюсте России в 2009 г. Вместо ведущих религиоведов, известных своими полевыми исследованиями, теперь там заседают активные деятели антикультистского движения во главе с А.Л.Дворкиным, не имеющие ничего общего с наукой.
Президент НПА России,
главный редактор «Независимого психиатрического журнала»,
член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
канд. мед. наук Ю.С.Савенко