Как это делается?

31 мая меня пригласили на телезапись разбора дела рок-музыканта Александра Белова из Оренбурга, который – как мне довольно смутно объяснили – пережив клиническую смерть, подготовил музыкальный номер, «посвященный смерти, призывам к самоубийству, педерастии, наркотикам и т.п.», и которого мне, как психиатру, надо «расколоть», выявив сумасшествие, так как он вовлек в исполнение своей песни подростков. После вмешательства прокуратуры по заявлению отца одного из подростков исполнение запретили. Таков был адресованный мне посыл и так я попал на передачу «Пусть говорят», хотя зарекся после дела Яловеги ходить на такие шоу. Пошел, надеясь дать отпор попытке публичного психиатрического освидетельствования.

Но не тут-то было. Были показаны отдельные, наиболее впечатляющие клипы из подготовленного музыкального номера: исполнение с издрыганиями, рубахи в крови, трупное окоченение… - все в предельно гротескном виде, вызывающем уже не страх, а просто отталкивание. Я даже увидел в этом как бы самостоятельно переоткрытую методику парадоксальной интенции Виктора Франкла: грубое ярмарочное вышучивание собственных фобий крови, мертвецов, смерти, умирания.

Однако отец мальчика, подавший заявление в прокуратуру, преподнес это как развращение. Но все предстало совершенно в другом свете из показаний матери мальчика. Оказывается, после недавно состоявшегося развода отец, пытаясь забрать сына, использовал разбираемую историю совершенно искусственно, так как до этого сотрудничал с Беловым. Его заявление пришлось как нельзя кстати под начавшуюся кампанию против молодежных рок-групп и было подхвачено и раскручено. Сам 14-летний мальчик держался очень активно и был всецело на стороне матери. Как и несколько других выступавших членов этой молодежной рок-группы он с недоумением по поводу разыгравшейся бури повторял: «Так это же просто шоу», - и внятно продемонстрировал свою «порядочность» и «нормальность». Прояснили ситуацию и сам руководитель группы и автор музыкального номера Александр Белов и его мать. Вырисовавшаяся картина была очень далека от поднятого ажиотажа, разгоряченного воображения, истерических выкриков из зала и наивности тех, кто впервые столкнулся со стихией такого музыкального жанра. «В психушку его! В психушку!», - неоднократно неслось из зала в адрес мальчика.

Из 6 экспертов (4-х продюсеров музыкальных ансамблей, православного детского психолога и депутата Московской Думы) только два продюсера пытались здраво утихомирить манипулируемый зал. Из экспертов особую активность проявлял продюсер группы «Неласковый май» Андрей Разин, буквально воплощавший своим обликом и манерой держаться «нового русского» (на «ты» с Малаховым, на реплику кого-то из зала, что здесь вряд ли есть ценители искусства, небрежно бросил: «У меня есть три Малевича» и т.п.).

«При советской власти, - провозгласил Разин, - с этим мальчиком не церемонились бы. На него надо надеть наручники, и в психушку. Он – сумасшедший». «Кто здесь психиатр?» - перебил его я. «Я психиатр! Я двадцать лет психиатр!», - прокричал Разин, не давая мне говорить. Малахов подошел ко мне с микрофоном (эксперты имели свои микрофоны и могли вмешиваться в любой момент). «Из всего, что я здесь увидел и услышал, - сказал я, преодолевая выкрики Разина, - намного страшнее не показанные клипы, а призывы надеть на 14-летнего мальчика наручники и отправить в психиатрическую лечебницу», и тут же был – единственный – освистан залом. После этого представления депутат Городской Думы выразила удивление, что я считаю мальчика психически здоровым, категорически не согласилась с этим («как педиатр») и поинтересовалась, где я работаю и кто я в административной табели о рангах. Покидая зал, она сказала в микрофон, плотоядно улыбаясь: «Обещаю, что займусь в Думе этим делом».

В телепередаче, состоявшейся 10 июня, эта моя реплика, конечно же, была вырезала, и передача приобрела совершенно другой смысл.

Атмосфера, создаваемая в зале подбором экспертов и публики и т.п., живо напомнила советское прошлое и замечательно воссозданные «уроки ненависти» из экранизации Джорджа Оруэлла «1984 год».

Ю.С.Савенко