<<

Мировая выставка

Андрей Новиков

Рассказ

Вот уже несколько часов я слушаю этот бред. Человек, которого привезли в двенадцать часов сегодня, вошел в витрину магазина и изобразил себя манекеном. Стоял одетым. Изобразил так, что никому в голову даже не пришло, что перед ними стоит в витрине человека, а не манекен. Все проходили и смотрели на него как на восковую фигуру.

Обратила на него внимание только одна продавщица, которая вызвала психиатрическую скорую помощь. Его повязали и привезли к нам.

Слишком необычный он был. В приемном покое больницы – во время субъективного анамнеза – он быстро разговорился.

Он уверял… что весь превратился в одну большую выставку… В один большой супермаркет, которой стоят люди. Он говорил удивительно логично. Везде торгуют, все выставлено на продажу, и не только товары(и даже «не столько они сами»), сколько именно люди. Люди, говорил он, продают себя, чтобы купить товары. Скорость потребления соответствует скорости самопродажи людей. Зарабатывание денег, говорил пациент, это и есть не что иное, как продажа себя. Это, дескать, и превращает мир в «лавку дьявола», в невольнический рынок, в котором люди выставляют на продажу свои души, свои тела, свои принципы. Словом, все, что у них.

Только вот какой черт их купит?

Я, признаться, такого не слышал за всю свою практику. Чем больше говорил мой сумасшедший, тем больше я, как врач-психиатр, видел строгую логику, превращавшую его мнимую «шизофрению» в вид искусства что ли. Или, как он говорил сам, в «экспериментальное сумасшествие». Это было не помешательство, а форма объективации творчества.

Мы, психиатры, грешим тем, что интериоризируем явления, а может быть , наоборот, их нужно экстериоризировать? Превращать психические процессы, происходящие в мозгу пациента, как объективно-абстрактные?

Кажется, метафизика, как говорил старый философ, и есть область объективно-абстрактного. Смотря, как мы воспринимаем то или иное явление, как психический процесс или как метафизический. Перед нами человек, который превратил себя в идею. Стал скульптурным воплощением собственной мысли. А мы видим в нем шизофреника.

Представьте мир в виде больного субъекта. Все в нем двигается, все течет, хотя ни черта не меняется. Люди, как муравьи, тащат на себя огромные бревна. Но вдруг все застывает. Мы видим неподвижный мир. Выставленных людей, с разинутыми ртами, в которые не войдет порция. На них одеты джинсы. Кто-то в охапку схватил телевизор. Мир вещей! Но благодаря чему он достигнут. Только благодаря тому, что сами люди превратились в вещи, застыли как манекены посреди супермаркетов, посреди работы, на улицах, на площадях. Им даже в голову не придет, что кто-то сейчас рассматривает их. Что какое-то существо неуловимо движется и скупает этих людей. Единственное, что они понимают, это то, что они продают. Продают себя для того, чтобы купить вещи. Вам это не кажется странным? Не присутствуем ли мы в некоей Лавке, в которой главный товар – не вещи, а л ю д и?

х х х

Я прислушался к тому, что он говорил.

 -Удивительный способ современного потребительского общества в том, что количество предлагаемых товаров увеличивается по ере того, как уменьшается у рядового потребителя возможность купить их. Это напоминает галлюцинацию: видишь все вокруг себя, но ничего не доступно. Все есть, но ничего нет. Весь мира напоминает большую остановившуюся рекламу. Идешь по городу и до ничего не можешь дотронуться рукой, даже до женщин, ибо они тоже часть рекламы. Вон сколько женщин вокруг, но как с ними познакомиться? Они есть, и их – нет. Они недоступны. Они- красивые намалеванные картинки.

Он на секунду остановился и перевел дыхание.

 -Вы скажите, конечно, что я наивный человек. Но в таком полусне- полуяви живут очень многие.…Они видят каждый день мир, превращенный в огромный телевизор. Они ни до ничего не могут дотронуться. На них обрушивается ежедневно водопад услуг, товаров, информации, купить которые они не могут. Вещи стали словами. Их тысячи, миллиарды. Человек просыпается каждый день по звонку и бежит на работу. Он съедает кусок пирога и целый день живет как в полусне. Вечером он приходит домой, включает телевизор и видит…рекламу. Наконец, он приходит к выводу: весь мир есть реклама. Он НЕРЕАЛЕН. Понимаете?

Я внимательно посмотрел на него. За свою жизнь мне не приходилось видеть ничего подобного,- попадались разные безумцы. Но такого я видел впервые.

 -Главная проблема, – продолжал мой пациент.- Главная проблема потребительской цивилизации – противоречие между вариабельностью и возможностями(реальными возможностями). Вы скажите, что противоречие решается зарабатыванием денег. Но что такое з а р а б а т ы в а н и е денег? Это продажа самих себя. Да еще в чудовищной форме. Так что чем больше выставляется наружу потребительских товаров и услуг, тем более мы сами превращаемся в вид товаров и услуг. Задача покупателя сводится, стало, к тому, чтобы п р о д а т ь себя. Выставить себя в этой странной метафизической барахолке, называемой потребительским обществом. Вам не кажется, что весь мир имеет продолжение в чем-то необъяснимом?(Я невольно вспомнил, что одна из новелл Эдгара По называется «Ангел Необъяснимого»).

Чтобы купить, мы только и делаем, что продаем себя. Во что превращаются люди? В лежащие на прилавках бриллианты . .

И я невольно спрашиваю себя: был ли этот больной? Или мы все больные в этом мире?...

>>