100-летие Александра Иосифовича Рудякова
1908 – 1991
Александр Иосифович Рудяков – выдающийся юрист в истории отечественной психиатрии. Работая непрерывно с 1948 года в течение 43 лет в Московской областной психиатрической больнице, он безмерно много сделал в области организации и развития правовой помощи психически больным. Его глубокие профессиональные знания юриста, исключительная работоспособность до последнего дня жизни и инициатива в деле отстаивания прав больных и их полноценной реабилитации обеспечили ему репутацию лучшего знатока и практика этой проблематики. По существу это была первая и единственная в стране служба по защите прав и законных интересов психически больных. Обширна по объему и разнообразна по характеру рассматриваемых вопросов была деятельность Александра Иосифовича: личный (более 2000 человек в год) прием больных, их родственников, сотрудников психоневрологических учреждений, оказание консультативной юридической помощи с непосредственным выездом в областные учреждения, составление до 500-700 исковых заявлений, кассационных и надзорных представлений и других документов, по которым в порядке надзора ежегодно опротестовывалось и отменялось высшими судебными инстанциями до 30-40 незаконно принятых судебных определений.
Александр Иосифович был патриархом права в психиатрии. ТО, что мы говорим сейчас, он говорил и полвека назад, когда это требовало смелости и мужества. А.И.Рудяков не только автор единственного и засекреченного («для служебного пользования») руководства по применению действующего законодательства для защиты прав психически больных, он и юрист-практик, до последнего дня ведший большой прием и выигрывающий подчас казавшиеся бесперспективными дела. Очень отзывчивый и неформальный человек, Александр Иосифович доводил начатое дело до конца. Помощь конкретным людям всегда была у него прежде всего.
Проводившаяся А.И. большая научно-исследовательская работа в облатки правовых вопросов психиатрии, многочисленные (около 60) публикации, методические рекомендации, лекции и учебные семинары свидетельствовали о нем, как серьезном ученом и педагоге, снискали ему большую любовь и уважение.
При первой же приоткрывшейся возможности А.И.Рудяков публикует совместно с Б.А.Протченко ряд основополагающих работ с глубоким анализом несовершенства, если не полного отсутствия, правового обеспечения психически больных людей, с целым рядом новых, впервые формулируемых конструктивных предложений и творческих подходов.
С первых месяцев создания в 1989 году Независимой психиатрической ассоциации А.И.Рудяков становится ее юрист-консультантом, участвует в создании ее Устава, выработки программы борьбы за права психически больных, оказывается в свои 83 года одним из самых активных членов комиссии по доработке первого за всю историю советской власти Закона о психиатрической помощи в Верховном Совете СССР, готовит пакет предложений по процедуре реабилитации психически больных и структуре организации независимой психиатрической экспертизы для Комитета по правам человека Верховного Совета РСФСР.
Смерть застигла Александра Иосифовича за письменным столом, когда он оттачивал наши предложения по организации психиатрической службы города по просьбе Моссовета. Для нас было большой честью, что такой человек связал последние годы своей жизнью с деятельность Ассоциации. Творческое наследие А.И.Рудякова должно быть собрано и опубликовано, оно по-прежнему очень актуально.
Все в Александре Иосифовиче – вся его жизнь, вся деятельность, даже облик до самого последнего дня дышали благородством и чистотой, рыцарственностью, доброжелательностью, юмором, подлинной интеллигентностью, высокой гражданственностью. Это был подлинный борец за права человека, энтузиаст, бессеребренник, вкладывающий свой высочайший профессиональный и огромный труд в дело, не считаясь с тем, что получал сущие гроши. Все делалось на его военную пенсию.
Александр Иосифович Рудяков – это огромное явление нашей общественной жизни. Профессионализм А.И. очень отличен от нередкого среди новой генерации наших юристов блестящего профессионализма наемника, легко защищающего, что угодно.
Такая жизнь – достойный пример для подражания.
Ю.С.