Встреча с председателем Комитета по правам ребенка ООН
Один из альтернативных докладов, направленных в ООН в 2005 году, соавтором которого выступала НПА России, был посвящен выполнению Россией Конвенции о правах ребенка. Содержание этого доклада, а также текущее положение в этой сфере, стали предметом обсуждения соавторов доклада – коалиции российских неправительственных организаций («Право ребенка», Ассоциация «Даун синдром», Центр лечебной педагогики, «Нет, алкоголизму и наркомании», Центр Содействия реформе уголовного правосудия, Гражданское содействие беженцам и вынужденным переселенцам, Комитет «За гражданские права», Независимая психиатрическая ассоциация России, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства) с приехавшим в Москву Председателем Комитета по правам ребенка ООН Якобом Дюком и докладчиком этого Комитета г-жой Нивеной Вукович-Сахович. Встреча состоялась 21 ноября 2006 г.
Наше видение ситуации относительно выполнения Конвенции оказалось далеко не самым мрачным сравнительно с другими соавторами. На основании консультаций с коллегами-детскими психиатрами, в частности с О.Д. Сосюкало, Ю.С. Шевченко и собственными данными, представленными нами с Е.М. Вроно в альтернативном докладе, который будет отражен в следующем выпуске журнала, наиболее актуальными наболевшими проблемами для детской и не только детской психиатрии являются следующие.
- Во-первых, ликвидация специальностей педиатра и детского психиатра губит уникальную высокоспециализированную отечественную службу помощи детям. Польстившись на ссуду Всемирного банка, Минздравсоцразвития РФ принял проект (подробнее см. НПЖ 2006, 2), предназначенный для отсталых стран Африки, и переучивает педиатров на врачей общей практики, не считаясь с тратами и кабалой, уже удостоверенной на примере трех областей. Вопреки протесту педиатров и последовавшим заверениям, эта специальность так и не восстановлена, что в условиях демографического кризиса катастрофично.
- Во-вторых, изъятие из списка бесплатных лекарств наиболее эффективных и востребованных из них (рисполепта, депакина и инъекционных пролонгов) отбрасывает на десятилетия назад лечение психических расстройств и эпилепсии и неизбежно ведет к учащению обострений и стационирований.
- В-третьих, чрезмерно быстрое сокращение числа психиатрических стационаров без должной предварительной подготовки к этому амбулаторной службы лишает людей с психическими расстройствами возможности получать качественную психиатрическую помощь. Такое решение продиктовано желанием вместо очень затратного восполнения трети капитального фонда психиатрических больниц, непригодной к использованию по санитарным нормам с 2000 года, сократить его на эту треть, ссылаясь на западный опыт. Однако при этом умалчивают, что полноценная амбулаторная служба дороже стационарной.
- В-четвертых, отсутствие Службы защиты прав пациентов (в нарушение закона уже в течение четырнадцати лет и распоряжения Президента год назад) лишает стационарных больных достойного уровня содержания и лечения, в результате чего затраты на стационарную помощь обесцениваются.
- В-пятых, на психоневрологические интернаты, где положение еще хуже, не распространяются даже декларации о государственном контроле в виде Службы защиты прав пациентов.
- В-шестых, отсутствует государственная программа по предотвращению самоубийств детей и подростков, вопреки их высокому уровню (по официальным заниженным данным более 2800 в год, не считая неудавшихся попыток).
- В-седьмых, нынешний министр Зурабов, впервые на этом посту не врач, а специально поставленный на время проведения непопулярной реформы менеджер, исходящий из приоритета «ресурсосбережения», ошеломил матерей детей, больных муковисцидозом, как они рассказали в ноябре этого года по НТВ, что лечение их детей для государства нерентабельно! Это граничит по смыслу с национал-социалистической идеей «балластных» больных, за которой последовало уничтожение неизлечимых психически больных (НПЖ 2006, 3, с. 5-14).
И – Юпитер смеется! – во всех первых четырех пунктах действия Минздравсоцразвития, продиктованные сиюминутным ресурсосбережением, в конечном счете разрушительно-разорительны для службы здравоохранения и, таким образом, для государственного интереса. Они хороши только для эфемерных «победных» реляций.