<<

Российская наркополитика: время перемен

Лев Левинсон, Институт прав человека

Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу 1 января 1997 года, не предусматривал ответственности за потребление наркотиков и допускал наказание за их приобретение и хранение без цели сбыта только в крупном размере (статья 228, часть 1). Наиболее строгое наказание, до 15 лет лишения свободы, влекли сбыт, изготовление, перевозка наркотиков в особо крупных размерах (статья 228, часть 4). Однако критерии отнесения обнаруженных у задержанного запрещенных веществ к небольшому, крупному и особо крупному размеру не были законодательно определены. Неурегулированность этого вопроса оказалась одной из наиболее болезненных и трудноразрешимых проблем УК и служила источником наращивания карательной политики в отношении потребителей наркотиков.

На практике правоохранительные органы и суды руководствовались Сводной таблицей заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН), руководимого академиком Эдуардом Бабаяном. Эта таблица не была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ (что требуется для нормативных правовых актов) и представляла собой лишь рекомендательный документ, изданный научно-консультативным органом, в компетенцию которого не входило и не могло входить принятие правоустанавливающих документов. Несмотря на это, данные таблицы применялись по всем без исключения уголовным делам (т.е. по сотням тысяч дел ежегодно).

Согласно таблице, крупным размером признавалось, в частности, 0,1 г марихуаны, особо крупным размером - 0,005 г героина. При таком подходе за 0,005 г и 100 кг героина наступала равная ответственность - от 7 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без такового.

Показательно, что исключение из новой редакции Кодекса ответственности за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта в небольших размерах совпало с радикальным пересмотром большинства позиций Сводной таблицы (решение ПККН от 17 декабря 1996 года). Количества, ранее считавшиеся Постоянным комитетом небольшими и таковыми в действительности являвшиеся, были признаны крупными и особо крупными. В результате в массовом порядке к ответственности привлекались люди, приобретшие, хранившие или продавшие/передавшие сотые доли грамма, тогда как «акулы наркобизнеса» оставались вне поля зрения правоохранительных органов.

Подростки, молодые люди, вовлеченные в потребление наркотиков, получали от государства, вместо медицинской, социальной и реабилитационной поддержки, клеймо преступников, тюрьму, поломанные судьбы. Попадаясь первый раз с наркотиками в несовершеннолетнем возрасте, они наказывались, как правило, условно. Задержанным вторично, уже после 18 лет, юношам и девушкам назначались по совокупности приговоров двенадцатилетние двойные сроки, поскольку формально они считались уже особо опасными рецидивистами, мера наказания которым не могла составлять, согласно статье 68 УК, менее трех четвертей максимального срока лишения свободы.

В 2001 году преследования наркоманов (а равно не страдавших зависимостью случайных потребителей) достигли наивысшей отметки: по 228-й статье было осуждено 141 767 человек или 11,4 % о общего количества осужденных.

На ущербность такого положения дел правозащитники, а также многие врачи и юристы указывали с момента вступления нового российского УК в силу. О чрезмерности и неэффективности репрессий неоднократно говорилось на различных обсуждениях уголовно-правовой и антинаркотической политики в президентской администрации, Парламенте, федеральных ведомствах. Так, 17 июня 2000 года в решении Постоянной палаты по правам человека при Президенте РФ, посвященном проблеме государственного противодействия наркотизации, отмечалось: «Карательная политика в отношении потребителей наркотиков приводит к социально-опасным последствиям: маргинализации сотен тысяч молодых людей, росту передозировок и смертности. Уголовные преследования потребителей по обвинениям в приобретении и хранении без цели сбыта препятствуют их обращению за помощью на стадии формирования зависимости, когда им гораздо легче помочь, и заставляют милицию и судебную систему выполнять работу, которую они не в силах выполнить. Подавляющая часть больных наркоманией не обращается за наркологической помощью, обоснованно опасаясь передачи сведений органам внутренних дел».

Чуть ранее, 11 мая 2000 года инициативная группа в составе докторанта Академии управления МВД России Бориса Целинского (ныне начальника одного из управлений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков), президента Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олега Зыкова, адвоката Евгения Черноусова, исполнительного директора Общероссийского движения «За права человека» Льва Пономарева и автора настоящей статьи обратилась к председателю Комитета Государственной Думы по законодательству Павлу Крашенинникову с предложением подготовить новую версию уголовных статей УК, касающихся незаконного оборота наркотиков.

К этому времени в портфеле комитета скопилось около 20 законопроектов на эту тему. Всеми ими предлагалось исключительно ужесточение наказания вплоть до лишения свободы за потребление наркотиков и смертной казни для их распространителей. Однако комитет пришел к выводу о неконструктивности всех имеющихся инициатив и принял решение образовать рабочую группу по подготовке иных законопроектных предложений. В группу вошли депутаты Государственной Думы, представители Верховного Суда РФ, МВД, Минздрава, Генеральной прокуратуры, ведущие специалисты по уголовному праву и представители общественных организаций. Руководителем рабочей группы стал депутат Валерий Воротников, член центристской фракции «Народный депутат», один из лидеров будущей Народной партии. Эту фракцию отличала приверженность к жестким популистским мерам борьбы с преступностью. Однако депутат Воротников, будучи добросовестным юристом, прислушался к доводам экспертов, рекомендовавших минимализировать уголовные преследования наркопотребителей.

29 октября 2001 года в Государственной Думе были проведены парламентские слушания, посвященные проблемам уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Участники слушаний рекомендовали палате пересмотреть существующие нормы уголовного закона, дифференцировать ответственность потребителей и распространителей наркотиков.

В начале 2002 года работа над новой версией антинаркотических статей УК и Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) была, в основном, завершена. Важнейшим элементом новой конструкции стало введение понятия «средняя разовая доза потребления». Порогом наступления уголовной ответственности за действия, не связанные со сбытом, предлагалось считать обнаружение количества, превышающего 10 средних разовых доз.

19 апреля 2002 года подготовленный рабочей группой проект федерального закона был внесен группой из 26 депутатов, представляющих различные фракции. Одновременно он был направлен на экспертизу в Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC). Юридический советник UNODC Бернар Леруа в письме председателю Комитета Крашенинникову от 22 октября 2002 года оценил предложенные новеллы весьма высоко: «Мы внимательно изучили документ и приветствуем Ваши планы, соответствующие международным усилиям и направленные на укрепление уголовного законодательства Российской Федерации путем усиления ответственности в отношении крупных наркоторговцев и организованной преступности и одновременное снижение сроков заключения для наркозависимых и для правонарушителей, задержанных с малыми дозами наркотика. Также весьма удачным представляется предложенное определение минимальных размеров обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ для определения малых, крупных и особо крупных размеров наркотиков».

Внесение проекта депутатами совпало с инициированной администрацией Президента РФ подготовкой новой редакции Уголовного кодекса, направленной на сокращение его карательного потенциала, гуманизацию уголовной политики. Предложения по изменению статей 228 - 231, касающихся наркотиков, были внесены в рабочую группу администрации Президента, возглавлявшуюся заместителем руководителя администрации Дмитрием Козаком. Президентская группа поддержала концепцию пересмотра этих статей, согласившись, в основном, с предложениями депутатской рабочей группы.

Неоднократно озвучивал необходимость пересмотра направленности антинаркотической деятельности и президент Владимир Путин. «Количество задержанных, привлеченных к ответственности вроде бы увеличивается, но среди них – сами наркоманы, - говорил он на коллегии МВД 2 февраля 2001 года. - Чаще ловят жертв, чем организаторов этих преступлений.» Из выступления на встрече с Комиссией по правам человека 10 декабря 2002 года: «К сожалению, эти репрессии, они адресованы не к наркобаронам, а к наркопотребителям, к наркоманам. А наркоман, он - жертва проблемы, а не носитель проблемы.»

12 марта 2003 года Президент внес проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»", включающий, в частности, новую редакцию статей о наркотиках. 23 апреля 2003 года проект принят в первом чтении, 21 ноября - в третьем, 26 декабря одобрен Советом Федерации. 8 декабря 2003 года подписан Президентом.

С изменением ответственности за незаконные действия с наркотиками официальная линия, вектор которой на протяжении более 10 лет был исключительно карательным в отношении наркоманов, претерпела решительный сдвиг.

Новая редакция антинаркотических статей УК и корреспондирующих им норм КоАП вступила в силу 12 мая 2004 года. Порядок определения размеров наркотиков, обнаруженных в незаконном обороте отныне законодательно закреплен: крупным размером признается количество, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в 10 и более раз, а особо крупным - в 50 и более раз. Незаконные приобретение, хранение, изготовление, переработка, перевозка запрещенных веществ в количестве менее 10 доз признаны не уголовным преступлением, а административным правонарушением и наказываются по КоАП штрафом до 1000 рублей либо административным арестом на срок до 15 суток. .

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 года № 231, которым утверждены размеры средних разовых доз, можно считать знаковым. Вместо разработанных ПККН для данного случая фиктивных размеров, в случае принятия которых воля законодателя была бы искажена (доза героина - 0,0001 гр, доза марихуаны - 0,15 г[1]), Правительством были одобрены реалистичные количества: 0,1 г для дозы героина, 2 г- для марихуаны, 0,5 г - для гашиша, 0,15 г - для кокаина.

Кроме того, в антинаркотические статьи УК внесены следующие изменения:

  • ужесточено до 20 лет лишения свободы наказание за сбыт в особо крупных размерах;
  • ужесточено наказание за сбыт несовершеннолетним и сбыт, совершенный должностными лицами;
  • отменено принудительное лечения от алкоголизма и наркомании в пенитенциарных учреждениях по приговору суда;
  • введены альтернативные меры наказания (штраф и исправительные работы) за действия, не связанные со сбытом, совершенные в крупном размере;
  • дифференцировано изготовление для личного потребления и производство в целях распространения;
  • исключен признак неоднократности (повторной судимости за наркотики) как ужесточающий наказание;
  • фактически исключено правило о назначении повышенного наказания при рецидиве.

Поскольку уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение осужденного, имеет обратную силу, с 12 мая 2004 года подверглись пересмотру десятки тысяч уголовных дел по наркотикам. При этом сокращение репрессии коснулось и основной части осужденных за сбыт. Поскольку по ранее применявшимся положениям особо крупным размером признавалось фактически любое количество героина (от 0,005 г), подавляющее большинство осужденных за его сбыт подпадало под часть четвертую статьи 228, предусматривавшую санкцию от 7 до 15 лет лишения свободы. По новой редакции особо крупным размером признается количество, превышающее 5 г героина, в связи с чем действия осужденных были переквалифицированы на сбыт в небольших размерах со сроком наказания от 3 до 7 лет.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 мая 2004 года по основной статье, предусматривавшей ответственность за наркотики, - статье 228 УК РФ, отбывали наказание в виде лишения свободы 66 768 человек, из них 24 447 - без цели сбыта (часть первая статьи 228), 42 321 - за сбыт, а также приравненные к нему по действовавшей в то время редакции перевозку, изготовление, переработку (части вторая - четвертая статьи 228). 26 983 человека отбывали наказание по части четвертой (сбыт, перевозка, изготовление, переработка в особо крупном размере).

За пять месяцев действия новой редакции антинаркотических статей УК (с 12 мая по сентябрь 2004 года) освобождены судом от наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 10 УК РФ (обратная сила смягчающего закона) 12 027 человек, из них 9 812 - по части первой (деяния, не связанные со сбытом), 2 215 - по частям второй - четвертой статьи 228. Срок наказания был сокращен 17 223 осужденным из общего числа лишенных свободы за наркотики - в среднем на 1 год 2 месяца.

Из лиц, отбывавших наказание по части четвертой статьи 228 (за сбыт и другие действия в особо крупном размере), 9 025 осужденным вмененные им деяния переквалифицированы на часть вторую 228 УК (в редакции от 13 июня 1996 года), предусматривавшую ответственность за сбыт в небольшом размере[2].

Приведенные сведения представлены Федеральной службой в конце декабря 2004 года и охватывают осужденных, чьи дела были пересмотрены с мая по сентябрь. По оценочным данным, в октябре - январе сокращен срок еще примерно 10 тысячам осужденных за наркотики. Столь медлительное рассмотрение ходатайств о пересмотре наказания объясняется как загруженностью судов, так и многочисленными случаями, когда при переквалификации деяния с совершенного в особо крупном размере на совершенное в небольшом судом, рассматривавшим ходатайство в порядке статьи 10 УК не пересматривался срок лишения свободы, если он не превышал верхнего предела санкции, предусмотренной новой нормой. В этих случаях некоторая (правда, небольшая) часть осужденных успешно обжаловала судебные постановления, добившись пропорционального сокращения срока.

Правовые решения, безусловно, повлияли на практику: они сразу же привели к минимализации арестов потребителей наркотиков, освобождению из мест заключения десятков тысяч людей. Однако, одного лишь сокращения уголовной репрессии недостаточно. Необходимо позитивное воздействие на ситуацию, предполагающее как социо-культурные и экономические меры, так и глубокую реформу системы наркологической помощи. Такая реформа предполагает отказ от неэффективной диспансерной формы, единственным делом которой является полицейский учет наркоманов, терапевтическую свободу, развитие реабилитационного пространства.

Несмотря на столь заметные сдвиги, говорить об изменении концепции государственной политики в области наркотиков преждевременно. Наркомания по-прежнему остается в первую очередь полицейской и в последнюю - социальной и медицинской проблемой. Отсюда отношение к пересмотру уголовных норм как к чему-то чужеродному.

На антинаркотических форумах, совещаниях, брифингах, состоявшихся в 2004 году во многих регионах после принятия правительственного постановления № 231, оно было подвергнуто жесткой критике как якобы препятствующее правоохранительной работе. Против уже состоявшегося реформирования УК выступали депутаты, руководители наркоконтроля, наркологии, президентские полпреды и губернаторы. Так, на сентябрьском совещании органов правопорядка Приволжского округа против постановления «о дозах» выступил полномочный представитель Президента Сергей Кириенко, а вслед за ним - его подчиненные. «Вообще узаконение наркотиков в любых дозах недопустимо. Все представители правоохранительных органов в один голос сказали, что это полностью разваливает им всю систему работы», - озвучил позицию большинства главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Александр Муратов.[3]

Так что пока, оценивая российскую наркополитику, приходится исходить из сохраняющейся репрессивной инерции (как в правоохранительной, так и в наркологической практике). Этой инерцией определяются отношения личности и государства во всех случаях их столкновения по поводу немедицинского употребления наркотиков. Человек, принимающий запрещенные психоактивные вещества (являющийся или не являющийся при этом больным наркоманией), по-прежнему сталкивается с насилием и произволом.


От редактора. Наш журнал уже несколько раз предоставлял место обеим сторонам горячих дискуссий по проблемам наркополитики:

  • легализация наркотиков, как способ покончить с наркомафией;
  • заместительная терапия метадоном;
  • уровень доз, обозначаемых как особо крупные.

Публикуемая работа помимо своей содержательной стороны представляет большой интерес еще и тем, что является примером высокой продуктивности привлечения к решению таких вопросов доводов непрофессионалов, не зашоренных догматизмом концепций и установок своей дисциплины, исходящих из здравого смысла и естественного права. Автор, Лев Семенович Левинсон – известный правозащитник, сумел в растянувшемся на годы споре не просто одолеть Эдуарда Арменаковича Бабаяна, академика РАМН, председателя Постоянного комитета по контролю наркотиков, но практически повлиять на освобождение десятков тысяч человек, жертв академического и казенного подходов к делу.

Примечания

[1] Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков № 1/90-2004от 23 января 2004 года.

[2] Письмо первого заместителя начальника Федеральной службы исполнения наказаний (ГУИН Минюста России) В.Краева от 20.12.2004 № 18/75/1-3627.

[3] Regions.ru, 29 октября 2004 года.

>>