<<

Дело о закрытии центра «дианетика» Республики Башкортостан

Заведомо ложное заключение

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Главное управление здравоохранения и фармации

Администрация г. Уфы

Муниципальное лечебное учреждение

Уфимский городской психоневрологический диспансер

Уфа, 50 лет СССР, 45

Нам, сотрудникам УГПНД Абзгильдиновой Р.С., Ахметзянову Т.У., Порошиной Т.Ю., Бадретдинову Р.М., в связи с назначением экспертизы по постановлению старшего следователя Следственной службы управления ФСНП РБ Гареевой Р.Р. по уголовному делу № 1407853, в соответствии со ст. 187 УПК РСФСР разъяснены права и обязанности эксперта, изложенные в ст. 82 УПК РСФСР.

Об ответственности за отказ и дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупреждены.

Заключение

экспертов по делу № 1407853 о деятельности ООЦД

24 сентября 2001 г.

6 сентября 2001 г. в УГПНД из 3-го отдела Следственной службы УФСНП РФ по РБ при постановлении от 5 сентября 2001 г. старшего лейтенанта налоговой полиции Гареевой Р.Р. на экспертизу поступили:

  1. видеокассета – 18 шт.
  2. брошюры по курсам Р.Хаббарда – 2 шт.
  3. обучающие материалы и журналы – 11 шт.

Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

Воздействуют ли методы обучения курсам Л.Р.Х. в ООЦД? Имеется ли опасность для здорового человека при обучении курсам Л.Р.Х. в ООЦД?

Производство экспертизы поручено заместителю главного врача, врачу-психиатру высшей категории Абзгильдиной Р.С., врачу-психиатру высшей категории и психотерапевту Ахметзянову Т.У., врачу-психотерапевту Бадретдинову Р.М., имеющим высшее медицинское образование, заведующей психологической лаборатории, медицинскому психологу II категории Порошиной Т.Ю., имеющей высшее техническое образование, высшую переподготовку по практической психологии и специализацию по мед. психологии.

Вещественные доказательства доставлены в УГПНД следователем, назначившим экспертизу, в надлежащей упаковке.

Исследование

Анализ видеокассет, предложенных для экспертизы, показывает, что ООЦДРБ структурно, организационно и методически связан с аналогичными центрами в столичных городах и через них с конфессиональным образованием «Церковь Сайентологии» - международным объединением сектантского толка. Это объединение декларирует и активно внедряет в практику через современные средства информации (видеопродукция и литература) образование новых подчиненных организаций с вовлечением как можно большего количества людей в эту Церковь (см. видеокассету «День рождения Л.Р.Х»). Церковь Сайентологии первоначально декларирует позитивные ценности массового сознания (здоровье, жизненный успех, карьера), в чем и состоит ее главная привлекательность. Не имея представления об ее истинной сущности, люди приходят в эту организацию в надежде утолить духовный голод, познать истину, уйти от одиночества. В представленных видеофильмах эксплуатируется общечеловеческая потребность в поиске смысла жизни, миф о простом и чудесном избавлении от проблем. Делается акцент на возможность достижения личного успеха в карьере, материального благополучия, легкого и быстрого исцеления от душевных расстройств, последствий психологических и физических травм в противоположность официальной медицине. Внушается вера в возможность овладения каждым несложных целительных приемов (см. видеокассеты «Дни рождения ЛРХ 1997-2000 гг.» IAS I-II, кассета № 33, интервью с ЛРХ «Как применять дианетику или путеводитель по человеческому разуму»).

Следствием этого часто является то, что после обучения программ ЛРХ люди, не имеющие специального медицинского или психологического образования, начинают экспериментировать со сферой бессознательного (см. «Механизм реактивного ума», Пример сессии одитинга в буклете «Дианетический семинар»).

Методы обучения курсам ЛРХ оказывают глубокое воздействие на психическую сферу в целом. Активная реклама этой организации привлекает в первую очередь людей, не нашедших устойчивого положения в обществе, имеющих неуравновешенную психику. Используется бесполезность людей в преодолении сложных социально-психологических явлений, таких как преступность и наркомания (см. видеокассеты фильм о наркононе», «программа криминон в колонии»). Первоначально учение «Дианетика» преподносится в виде «образовательных программ», «тренингов общения», «секретов достижения успеха» (см. «Прикладное образование», В.Орлов; «История успеха»). Вся представленная литература является организационно-методическими пособиями по проведению психологических тренингов с использованием манипулятивных приемов, недирективного внушения и измененных состояний сознания (см. проведение одитинга на видеокассете «Как применять дианетику», курс «Успех путем общения» с. 53-98). За первоначально добровольным подчинением своей воли лидеру группы происходит усвоение новых догм, ритуалов квазирелигиозной формы, нередко с изощренным суггестирующим содержанием.

Состояние эмоционального подъема и религиозного экстаза человек достигает субъективного ощущения упорядоченности всего мира и получает временное душевное успокоение. Одновременно преподносится идея абсолютной истинности учения. Под видом охраны этого учения культивируется сознание своей исключительности и внутригрупповой взаимозависимости (см. видеокассеты интервью с ЛРХ, «Как применять дианетику» или видеопутеводитель по человеческому разуму»). Формируется отрицательное отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям (брошюра «Как противостоять опасному окружению»).

Главным следствием указанных воздействий становится факт радикального изменения жизненных ориентиров и поведения вовлеченных лиц с изменением всего образа жизни и проявлением признаков расстройств, которые могут свидетельствовать о психической патологии. Поведение человека теряет индивидуальный характер, собственную инициативу, способность к волеизъявлению своего «Я», то есть приобретает качества, которые по МКБ-10 (международная классификация болезней 10-ого пересмотра) могут быть квалифицированы, как «Зависимое расстройство личности» (F-60.7). Попытка установить контроль над мыслями, чувствами, волей и поведением людей, изоляцией от реальности (брошюра «Как противостоять опасному окружению»), от возможности получить действенную помощь квалифицированных специалистов («Помощь при болезнях и травмах») формирует портрет психологически зависимого человека, ищущего ответы на вечные вопросы бытия в посланиях «непогрешимого учителя» Р.Х.

Можно предположить, что если изначально вовлекаемый не знал, не предполагал, что он станет «заявленной личность», а вербующие это знали и этого добивались, то следует говорить о заведомом причинении вреда здоровью в виде формирования у него «зависимого расстройства личности». По механизму образования здесь допустима аналогия с наркоманиями, когда до появления наркотической зависимости идет приобщение к наркотику на «бесплатных началах» представителем наркобизнеса с последующей меркантильной эксплуатацией развивающейся зависимости.

Таким образом, вред ООЦД соотносим с вредом, наносимым всей тоталитарной сектою Сайентологии, широко известной своей антимедицинской и антипсихиатрической направленностью. Под прикрытием слов о гуманизме, общечеловеческих ценностях, организаторы «Дианетики-Сайентологии» преследуют свои корыстные интересы.

Выводы

  1. Методы обучения курсам ЛРХ, используемые ООЦД, воздействуют на психическую сферу человека в целом, при этом в результате этого воздействия возможны радикальные изменения жизненных ориентиров и поведения с изменением своего образа жизни и появление признаков расстройств, которые могут свидетельствовать о психической патологии: поведение все более теряет индивидуальный характер, собственную инициативу, способность к волеизъявлению своего «Я», формируется психическая зависимость человека с потребностью в опоре на лидера группы ЛРХ.
  2. Опасность для здоровья человека при обучении курсам ЛРХ в ООЦД связана с возможностью формирования качеств, которые по МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) могут быть квалифицированы как «зависимое расстройство личности» (F-60.7). Кроме того, неквалифицированное вторжение в сферу психических структур может привести к обострению скрытой психической патологии.

От редактора. Азбучная истина, незнание которой невозможно для любого дееспособного психиатра в силу ее фундаментальности и однозначной формулировки в любом учебнике и в той же МКБ-10: «зависимое расстройство личности» как и всякое другое «специфическое расстройство личности» (психопатия) формируется в подростковом возрасте (F-60). Все, что формируется в последующей жизни, называется иначе:

  • «расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга (F 07), либо
  • «стойкое изменение личности, не связанное с повреждением или болезнью головного мозга» (F 62) либо
  • «реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», которая превышает 6 месяцев (F 43.21).

Авторы заключения ссылаются на МКБ-10, но на самом деле дословно цитируют проф. Ф.В.Кондратьева и, таким образом, всю полноту ответственности разделяют вместе с ним.

В результате суд, с его пиететом к государственным служащим-экспертам, легко позволил ввести себя в заблуждение, не приняв во внимание разъяснения специалистов, вызванных по инициативе ответчика. А как отреагирует профессиональное сообщество в лице Российского общества психиатров и его Этический комитет?

Из решения суда

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе судьи Куркаловой В.М. с участием прокурора Овчинниковой Т.В..... выслушав пояснения сторон. Допросив свидетелей, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению... Довод прокурора о том, что деятельность Центра Дианетики РБ сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, нашел подтверждение в судебном заседании.

... Процедура одитинга, по пояснению экспертов Бадретдинова Р.М., Ахметзянова Т.У., допрошенных в судебном заседании, не что иное, как введение человека в состояние транса, когда он раскрывает откровенно свою проблему, данные о каком-то событии, о себе самом и о своем окружении. Опасность применяемой технологии заключается в том, что когда психотравмирующая ситуация не разрешается, это приводит к дисфункциональному расстройству и к зависимости от одитора. В традиционной психиатрии подобное не допускается. ... Из показаний эксперта Бадретдинова Р.М. также следует, что в практике врачей-психиатров г. Уфы имели место случаи обращений за медицинской помощью после изучения курсов в Центре «Дианетика». В частности, Валиев Р.Ф. (диагноз: «параноидная шизофрения»).

... Согласно выводам экспертного заключения, данного сотрудниками Уфимского городского психо-неврологичексого диспансера 24.09.2001 г., методы обучения курсам Р.Хаббарда, используемые ОО Центр «Дианетика», воздействуют на психическюу сферу человека в целом, при этом в результате этого воздействия возможны радикальные изменения жизненных ориентирова и поведения с изменением всего образа жизни и появлением признаков расстройства, которые могут свидетельствовать о психической патологии: поведение все более теряет индивидуальные характер, собственную инициативу, способность к волеизъявлению своего «Я», формируется патологическая зависимость человека с потребностью в опоре на лидера группы и учение Р.Хаббарда. Опасность для здоровья человека при обучении курсам Р.Хаббарда в ОО Центр «Дианетика» РБ связана с возможностью формирования качестве, которые по МКБ-10 могут быть квалифицированы как зависимое расстройство личности (F 60.7). Кроме того, неквалифицированное вторжение в сферу психических структур может привести к обострению скрытой патологии. Ссылку представителей ответчика на то, что выводы экспертов Уфимского ГПНД на могут быть приняты во внимание, так как не основываются на конкретных фактах, носят предположительный характер, отдельные высказывания дословно заимствованы из статьи проф. Кондратьева Ф.В., суд находит несостоятельной по следующим основаниям. Вышеприведенными доказательствами суд установил наличие обстоятельств, обосновывающих требования прокурора и не противоречащих выводам вышеприведенной экспертизы.

... Наличие случаев обращения за медицинской помощью, наличие в анамнезе больного Валиева Р.Ф. упоминания о посещении им курсов ОО Центр «Дианетика» свидетельствует, что деятельностью этого центра гражданам причиняется вред. Следует отметить, что в истории болезни Валиева Р.Ф. отсутствует указание на наличие у него травм и отягощенной наследственности (выделение ред.).

... Суд не принимает во внимание представленную ответчиком статью В.Е.Кагана «Сайентология и психотерапия: экспертные материалы», опубликованную в журнале «Независимый психиатрический журнал» за номерами III и IV 1999 г., так как считает указанную публикацию недопустимым доказательством по настоящему делу.

... СУД РЕШИЛ: Исковые заявления прокурора Республики Башкортостан удовлетворить. Ликвидировать общественную организацию Центр «Дианетика» РБ и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц...

9 февраля 2004 г.

Отказ суда от логики и здравого смысла

Заявление

в Верховный суд Российской Федерации

Ознакомившись с решением Верховного Суда республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. по гражданскому делу о ликвидации Центра Дианетики Республики Башкортостан, в котором я давал пояснения суде в качестве специалиста, считаю необходимым заявить следующее:

Решение суда, признающее медицинский характер деятельности дианетического центра, а также нанесение вреда этой деятельностью последователям дианетики и сайентологии, не основано на конкретных доказательствах. Суд использовал недостоверные и неверифицированные данные, что привело к выводам суда, противоречащим как нормативным актам в области медицины, так и научным данным. Суд также не указал, в какой области медицины дианетическая деятельность должна быть лицензирована – психиатрии. Психотерапии или иной.

Все приказы Министерства здравоохранения России с 1994 по 1998 гг. не рассматривают Сайентологию и Дианетику как психотерапию и психологию. Более того, в приказе № 254 от 18.06.1996 г. говорится, что не следует допускать пропаганды методик, вытекающих из учения Хаббарда – основателя Сайентологии. Эти приказы носят ведомственный характер и распространяются исключительно на организации и предприятия системы здравоохранения.

Дианетика и Сайентология – не психология и не приложение психологии к задачам терапии, они не пользуются терминологией психологии, не опираются на ее данные и достижения. Ни дианетика, ни сайентология не относятся и к психиатрии, в том числе психотерапии. Цель психотерапии –лечение психических расстройств, цель религии – спасение души. Религию не заботят такие вещи как предупреждение заболевания или лечение заболеваний, но она может оказывать психогигиеническое и психотерапевтическое действие. Например, обряд обрезания (у мусульман и иудеев) или запрет есть свинину (иудеи, мусульмане) имеют бесспорное психогигиеническое значение, а беседы со священнослужителями всех религий могут успокаивать и устранять тревогу. С точки зрения врача-атеиста, молитва – способ воздействия на психическое состояние молящегося или через психику на функциональные нарушения в деятельности организма, хотя для верующего любой конфессии, молитва – важнейший элемент религиозной практики – направлена к богу и поэтому может оказывать целебное воздействие.

Сайентология определяется как прикладная философия (исследование проф. В.Е.Кагана, имеющееся в материалах дела). Ее цель – изменить к лучшему мужчин, женщин, детей. Сайентология занимается изучением духа, его взаимоотношением с другой жизнью и вселенной. Сайентология признает наличие бога/творца и считает человека божьим творением.

Во всех странах мира Сайентология рассматривается в качестве религии. Наиболее точно определить ее как светскую религию, которая использует современные научные знания, а не древние мифы (как это обстоит в христианстве, и в мусульманстве, и в иудаизме).

Дианетика – не отрасль психологии или психотерапии, а технология духовного исцеления. Поэтому она не подлежит лицензированию. Она нигде не фигурирует в качестве какой-либо разновидности психологии или психотерапии. Дианетика – не психиатрия, не психоанализ, не гипноз и не другие виды психотерапии. Невозможно лицензировать желание одного человека беседовать с другим и рассказывать о своих проблемах, неприятностях. Вся практика работы общества алкоголиков-анонимов во всем мире и у нас в России сводятся к тому, что человек с проблемами зависимости от алкоголя рассказывает другим о своей жизни, о своих поступках. В результате чтения основной книги и этих бесед люди прекращают употреблять алкоголь. Психологический механизм здесь бесспорен, но это не психотерапия в узком смысле слова. В частности, не имеют никаких лицензий общества «анонимных алкоголиков», поскольку не лицензируется само право беседовать друг с другом.

Дианетика построена по форме как точная наука, но только по форме. Она пользуется тем, что накопил психоанализ, когнитивная психология, бихевиоризм. Однако понятия Сайентологии и Дианетики самостоятельны.

Дианетическая технология предназначена для работы со здоровыми людьми и с тем, у кого возникают функциональные состояния дезадаптации. Это психосоматические заболевания и некоторые пограничные состояния, которые рассматриваются как болезни духа, а не организма. В православии все болезни рассматриваются как божья кара за грехи самого заболевшего или его родителей (предков).

Такие понятия как релиз, клир – это не характеристика состояния здоровья, а ступени развития самосовершенствования. Клир – это физически здоровый, счастливый, доброжелательный, успешный человек. Этого можно достигнуть путем самоусовершенствования, это достигается в процессе одитинга. Технология Дианетики имеет цель добиться развития совершенствования человека. Повысить его ответственность за себя, за других. За мир в целом. А терапевтические успехи – только ступени на пути к этой цели. Основная процедура – одитинг – состоит в том, что одитор дает возможность человеку, у которого возникли проблемы, подробно о них рассказать. Его не перебивают, это не допускается. Если одитор обнаруживает наличие серьезных заболеваний (физических или психических), он настоятельно рекомендует обратиться к врачу. Поэтому одиторы – не медицинские психологи и не психотепевты.

Сайентология – паранаучная система, поэтому она парамедицинская, она лежит за пределами науки и медицины, обращена к духу, признает бога. Поэтому официально признана религией.

Дело обстоит так, как в отношении других религий. И протестантский, и католический, и православный священник, равно как служители других религиозных культов, в своей практике обращается к человеку, влияя на его представление о мире, отношение к другим людям. Они используют молитву и различные религиозные обряды для направленного воздействия на «душу», т.е., на психику человека. Однако, никто не требует от священнослужителей иметь лицензии психологов или психотерапевтов.

Более того, некоторые процедуры, принятые в православии (например, целование креста), с точки зрения медицины опасны для здоровья, так как могут привести к распространению инфекционных заболеваний. А основной тезис (болезнь – кара за грехи_ может повлечь за собой отказ от обращения за медицинской помощью, ибо лечиться – это значит стать на путь борьбы с Богом. Столь же пагубным может оказаться и трактовка депрессии как греха («уныние – грех»). После подобных разъяснений человек в состоянии тоски может решиться на самоубийство («Грешнику не место на земле»).

Никто никогда не доказал научным методом, что одитинг приносит вред. ПРоф. В.Е.Каган, проделав необходимые психологические исследования, установил, что у результате одитинга никаких нарушений психики не возникает. Более того, в некотором отношении интеллектуальные возможности возрастают.

Данные по г. Уфа весьма показательны. Из 2000 за 10 лет человек, обратившихся к Сайентологам, согласно справке УФСБ по Республике Башкортостан, только у одного диагностирована параноидная форма шизофрении. Эта цифра говорит о том, что во всех случаях, когда имелись признаки психического расстройства, одиторы рекомендовали обратиться к психиатрам. Если бы такого отбора не было, из 2000 человек у 15-20 должны были быть признаки шизофрении и заболеваний шизофренического круга (такова распространенность шизофрении и заболеваний шизофренического круга у лиц зрелого возраста).

Не было доказано в Уфе возникновений каких-либо иных психических расстройств в результате прохождения процедуры одитинга.

На основании изложенного, считаю, что решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. не основано на данных медицинской науки – психиатрии и психотерапии, не учитывает особенностей медицинской психологии, игнорирует имеющиеся в деле статистические данные и научные исследования проф. В.Е.Кагана, то есть имеющиеся в деле доказательства противоречат выводам суда в части признания медицинского характера дианетической деятельности и нанесения ею вреда своим последователям.

Свои пояснения Верховному суду Республики Башкортостан полностью поддерживаю.

Полагаю экспертные заключения, положенные судом в основу решения о ликвидации Центра «Дианетики», не основанными на реальном изучении деятельности Центра, и воспроизводящими многочисленные интервью в прессе (газетах и журналах) проф. Ф.В.Кондратьева, не занимавшегося научным исследованием деятельности ликвидированной организации. Воспроизведение общих теоретических предположений, не имеющих научного подтверждения, применительно к деятельности отдельных организаций, не являющихся предметом изучения, с точки зрения науки недопустимо и представляет собой использование психиатрии в немедицинских целях. Подобное использование Российское общество психиатров считает недопустимым.

Проф. А.Г.Гофман

>>