Грубое нарушение закона в Москве
3 декабря 2003 г.
Генеральному прокурору Российской Федерации
Ф В.В.Устинову
И.о. прокурора г. Москвы Зуеву А.И.
Мэру г. Москвы Лужкову Ю.М.
Обращение
В психоневрологические учреждения г. Москвы поступило противоречащее законодательству распоряжение Правительства г. Москвы № 412-РМ от 31.10.03 «О составлении единых общих списков присяжных заседателей г. Москвы на 2004 г.», в котором предписывается главным врачам учреждений представить сведения, состоят или нет на учете в диспансерах лица, перечисленные в списке кандидатов в присяжные заседатели.
Указанное распоряжение издано в нарушение сразу трех действующих законов.
- Нарушена ст. 80 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», в соответствии с которой не включаются в списки присяжных лишь те лица с психическими расстройствами, которые признаны судом недееспособными (такими данными должна располагать сама администрация города как орган опеки и попечительства).
- Нарушена ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Запрашиваемая информация является конфиденциальной и относится к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну – в данном случае врачебную тайну. К врачебной тайне относится не только диагноз заболевания, но и, в первую очередь, информация о самом факте обращения за медицинской помощью (не только, кстати, психиатрической) и последующем наблюдении.
- Проигнорированы нормы Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в частности, ст. 5, запрещающая дискриминацию лица на основании факта наблюдения у психиатра; ст. 9 о врачебной тайне; ст. 27, изъявшая из официального оборота само понятие «психиатрический учет».
Наличие психических недостатков, препятствующих успешному исполнению обязанностей присяжных заседателей, а также инвалидность по психическому заболеванию могут явиться основаниями к исключению лица из списков присяжных, однако лишь по его письменному заявлению.
Ст. 61 Основ, кроме того, содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
Незаконное собирание, хранение и использование информации о гражданах влечет административную (ст. 13.11 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 137 УК РФ).
Правительство г. Москвы, предпринявшее проверку «психиатрической благонадежности» населения, руководствовалось, видимо, предубеждением в отношении тех граждан, кто обращается к психиатрам, полагая, что доверять им не следует особенности при выполнении ответственных гражданских обязанностей. При этом Правительство Москвы решило подменить собой судебные инстанции, вторгшись в их компетенцию. Ведь именно суд производит отбор кандидатов в присяжные заседатели, проводит проверку наличия обстоятельств, препятствующих их участию в рассмотрении уголовного дела (глава 42 УПК РФ). Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели обязанность представить необходимую о себе информацию, предоставляет сторонам возможность задать каждому из кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении дела, а также заявить отвод кандидату в присяжные. После завершения опроса кандидатов происходит обсуждение каждого кандидата. Возможна также замена присяжного заседателя уже в ходе судебного разбирательства, если кто-либо из них не может продолжать участвовать в судебном заседании или отстраняется судьей от участия в заседании.
На основании изложенного НПА России просит Генерального прокурора России и Прокурора г. Москвы принять по данному факту меры прокурорского реагирования и сообщить о них в НПА России в порядке, предусмотренном ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.
Выражаем надежду, что проверка указанных нами сведений будет произведена тщательно, полно и объективно, принимая во внимание Указание Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2002 г. № 74/40 «Об организации взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными и иными общественным организациями».
Президент НПА России, к.м.н., Ю.С.Савенко
Юрист НПА России, к.юр.н., советник юстиции, Ю.Н.Аргунова
P.S. Аналогичный случай был в 1995 г. в городе Долгопрудный Московской области. Прилагаем копию публикация об этом в Независимом психиатрическом журнале (НПЖ, 1996, 1).