Возражения к проектам законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
Московской городской Думой в Государственную Думу внесены проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в статьи 44 и 45 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (№ 344493-3) и "О внесении дополнения и изменения в статью 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (№ 344488-3).
Оба законопроекта посвящены одному предмету и направлены на существенное расширение оснований недобровольного медицинского освидетельствования лиц на предмет потребления наркотиков, ограничение прав больных наркоманией и лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Основные изменения, предлагаемые проектами, таковы:
- наделение широкого круга должностных лиц и руководителей любых организаций правом направлять на принудительное медицинское освидетельствование лиц, предположительно потребивших наркотики или предположительно больных наркоманией;
- обязанность руководителя организации направлять на внеочередной медицинский осмотр работника, "в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он болен наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или одурманивающее вещество без назначения врача";
- обязанность руководителя организации отстранять от работы не только лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, но и больных наркоманией, а также тех, о ком известно, что они потребляют наркотики без назначения врача;
- право субъектов РФ разрабатывать собственные программы мероприятий по выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что означает, в частности, легализацию региональных программ принудительного тестирования.
Мы, специалисты в области общественного здравоохранения, представители правозащитных и других гражданских организаций, рассматриваем данные законопроекты как противоречащие Конституции РФ, общепринятым принципам международного права, а также препятствующие социализации потребителей наркотиков, эффективному лечению больных наркоманией, их реабилитации.
Российская Федерация подписала и ратифицировала большинство международных соглашений в области соблюдения прав человека, среди них - Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных прав, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и другие. Эти международные соглашения подчеркивают важность соблюдения права на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантировано право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на личную тайну. Конституция запрещает сбор, хранение и распространение информации о частной жизни человека без его согласия.
Предложенные Мосгордумой поправки, имеющие целью узаконить принцип недобровольности при обследовании на наркотики представителей уязвимых групп населения, противоречат не только Конституции РФ, но и нормам международного права, а именно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека и гражданина, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Принятие предлагаемых поправок будет способствовать дальнейшему росту наркомании, маргинализации и еще большему закрытию сообщества потребителей наркотиков. В результате будет закрыт доступ к данной целевой группе и практически невозможно проведение профилактических мероприятий по профилактике ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем среди потребителей наркотиков.
В своем заявлении в СМИ (Новости России, 11 апреля 2003) инициатор поправок, депутат Московской Городской Думы Л.Стебенкова заявила о приоритете интересов здравоохранения над правами человека. Помимо явного противоречия данного положения основным принципам здравоохранения, согласно которым доступ к профилактике и лечению является неотъемлемым правом человека, оно также не соответствует политике Всемирной организации здравоохранения. Внедрение подобных инициатив представляется крайне дорогим и экономически невыгодным решением существующей проблемы. Сейчас практически ни одна страна в мире не пользуется механизмом недобровольного обследования, так как данный механизм не оправдан как с экономической точки зрения, так и с позиции охраны здоровья общества.
Массовые обследования граждан не играют профилактической роли, напротив, международный опыт показывает, что дискриминация сообществ, закрытых для медицинских и социальных служб, способствует развитию эпидемий социального характера. Печальный примером является распространение ВИЧ/СПИДа в России.
Глобальная эпидемия ВИЧ-инфекции, начавшаяся около двадцати лет назад, заставила мировое сообщество пересмотреть существующую политику в отношении уязвимых групп населения. В мире уже накоплен опыт успешной работы с потребителями наркотиков по противодействию распространению ВИЧ. Ведущие международные организации: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Объединенная программа ООН по СПИДу (ЮНЭЙДС), Совет Европы и другие – выработали и предложили правительствам стран рекомендации и стратегии повышения эффективности профилактических и лечебных программ. В частности, в рекомендациях ВОЗ неоднократно подчеркивается важность принципа добровольного информированного согласия при прохождении любого медицинского обследования.
Россия также поддержала несколько международных, региональных и национальных соглашений по вопросам, касающихся ВИЧ/СПИДа и прав человека, например, Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятую на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 июня 2001 года, которая уделяет особое внимание соблюдению принципов добровольности, анонимности и конфиденциальности медицинского обследования.
Методам, предлагаемым в рассматриваемых законопроектах, следует, на наш взгляд, противопоставить широкое внедрение в России положительно зарекомендовавших себя эффективных моделей профилактики и лечения наркомании, ВИЧ-инфекции и иных социально-значимых заболеваний.
Основные принципы и рекомендации ВОЗ, ЮНЭЙДС и других международных организаций игнорируются исполнительной властью города Москвы. Так, начиная с 1996 г., в России, Украине, Беларуси, Молдове, странах Средней Азии и Балтии действуют программы профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. Задача данных программ – снижение негативных последствий, вызываемых употреблением наркотиков, таких как ВИЧ-инфекция, гепатиты, отсутствие медицинской страховки, работы, других необходимых благ. Программы снижения вреда включают в себя такие компоненты, как выработка навыков безопасного поведения среди потребителей наркотиков, снижающих риск инфицирования ВИЧ, гепатитами и ИППП, консультирование, добровольное и анонимное обследование на ВИЧ и другие инфекции.
Важность внедрения программ снижения вреда как эффективной стратегии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и ВИЧ/СПИДом подчеркивается в рекомендациях ведущих международных организаций (ВОЗ/Совет Европы «Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики», Региональное Европейское Отделение ВОЗ, Копенгаген, 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН: «Декларация о Приверженности Делу Борьбы с ВИЧ/СПИДом»), и постановлениях главного государственного санитарного врача Российской Федерации («Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации», №28 от 09.09.2002 г.). На сегодняшний день в Российской Федерации действует больше 80 подобных программ. Однако, несмотря на критическую ситуацию с эпидемией ВИЧ и наркомании в Москве, внедрение подобных программ в городе до сих пор не начато.
Объединенная программа ООН по СПИДу объявила 2003 год годом борьбы со стигмой и дискриминацией, в рамках которого правительства и гражданское общество должны объединить свои усилия по обеспечению толерантного отношения к социально уязвимым группам населения и соблюдению их гражданских прав. Внесенные Мосгордумой законопроекты противостоят данной глобальной стратегии. В случае их принятия будут нарушены права многих граждан, многие из них будут еще глубже загнаны в подполье и подвергнутся репрессиям.
Существование законодательных актов, противоречащих Конституции РФ и международным соглашениям, которые провозглашают приоритет прав и свобод человека и гражданина, немыслимо в правовом государстве.
Призываем депутатов Государственной Думы не поддерживать указанные законопроекты, а депутатов Московской городской Думы - вернуться к рассмотрению данного вопроса и отозвать внесенные инициативы.
Также призываем федеральные и региональные органы государственной власти учесть вышеизложенные аргументы при дальнейшем обсуждении вопроса о допустимости и целесообразности расширения оснований недобровольного тестирования на ВИЧ и другие социально-значимые заболевания.
Это письмо Председателю Государственной Думы Российской Федерации подписали представители свыше 100 общественных организаций